Главное, чтобы заказчик сидел
Почему всё чаще приговоры по громким уголовным делам противоречат здравому смыслу?
На днях в одном из районных судов Алматы был оглашен приговор по делу главного специалиста управления “зеленой” экономики Асылбека ӘБІЛҚАЛЫМА (на снимке).
Экс-чиновник за 400 тысяч тенге пообещал выдать разрешение на вырубку трех деревьев, мешавших строительным работам. При передаче второй части суммы его задержали, но почему-то антикоррупционная служба квалифицировала его деяние как злоупотребление должностными полномочиями, а не получение взятки. В результате госслужащий получил год ограничения свободы. И вроде бы злоумышленник наказан, преступление раскрыто, деревья спасены, но осадок все-таки остался. Почему же борцы с коррупцией решили, что передача 400 тысяч - это не взятка?
Асылбек Әбілқалым далеко не единственный гражданин нашей страны, чье уголовное дело вызывает вопросы у общества. Если бы он пошел под суд в качестве взяточника, то получил бы штраф в размере 8-20 миллионов тенге или отправился в колонию сроком до пяти лет. Но он отделался лишь ограничением свободы. Справедливо ли это?
И в то же время мы наблюдаем за другими громкими делами, где происходят прямо противоположные вещи. На прошлой неделе в военном суде Акмолинского гарнизона огласили приговор экс-главнокомандующему Военно-морскими силами Жандарбеку ЖАНЗАКОВУ, признанному виновным в превышении должностных полномочий. Как оказалось, вице-адмирал изменил техническую спецификацию договора для аренды пирса. По версии следствия, благодаря этим изменениям Военно-морские силы заключили соглашение с компанией “Сага Аташ” способом из одного источника. Владельцы других пирсов оказывать услуги ВМС отказались.
Получается, перед вице-адмиралом стоял выбор: либо подписывать соглашение с конкретным поставщиком, либо держать корабли в море, поскольку им просто негде было швартоваться. А как же ремонт, обслуживание техники, погрузка-разгрузка? Без стоянки на берегу это сделать невозможно. Только в 2017 году у военных моряков появился свой пирс, а подписанные ранее соглашения забрали на изучение в следственные органы. И вот итог: суд приговорил Жандарбека Жанзакова к шести годам лишения свободы.
Буквально в те же дни в столичном суде района Байконыр огласили решение по делу Ержана АЙНАБЕКОВА, бывшего председателя комитета государственной инспекции в агропромышленном комплексе Министерства сельского хозяйства. Его тоже обвинили в злоупотреблении должностными полномочиями и превышении власти.
В 2017 году на юг страны полезла марокканская саранча, причем в огромном количестве. Минсельхоз подготовился к этим событиям, заранее разыграв тендер на борьбу с насекомыми. Конкурс выиграл ИП “Оразалиев”, взявший на себя обязательства поставить определенное количество людей и техники в Жамбылскую и Южно-Казахстанскую области.
Но в итоге оказалось, что саранчи намного больше, чем прогнозировалось, а закупленная для борьбы с ней жидкость неэффективна. Чтобы не допустить полного уничтожения посевов, Ержан Айнабеков дал команду РГП “Фитосанитария” перебросить свободную технику на “линию фронта”, а поставщику пестицидов - отгрузить дополнительную партию химикатов.
При этом юристы Минсельхоза убеждали Айнабекова, что необходимо подавать в суд на подрядчика, провалившего работу. В этом случае комитет должен был признать его недобросовестным поставщиком, добиться через суд возврата денег и выплаты неустойки, потом организовать новый тендер и выбрать другого победителя. А саранча, видимо, могла и подождать, пока в столице решают процедурные вопросы.
В суде официальный представитель РГП “Фитосанитария” заявила, что никакого ущерба предприятию не нанесено, поскольку ИП “Оразалиев” сам заправлял технику и платил за работу водителям. После этого представителя срочно заменили на другого, который призвал возместить ущерб. Точно так же поступили юристы комитета и поставщика химикатов.
Айнабеков получил шесть лет лишения свободы. Кроме того, он должен возместить 50 миллионов тенге всем пострадавшим сторонам. У него был выбор: бороться с саранчой или действовать в соответствии с законом о госзакупках.
К огромному сожалению, таких непонятных историй становится все больше. Один неправильно швартовал корабли, второй дал команду добавить химикаты. Можно еще вспомнить случай Жаната СЕЙДУМАНОВА, бывшего руководителя Национальной библиотеки, которого уличили в хищении денег, выделенных на проведение биеннале, приуроченного к “ЭКСПО-2017”. По версии следствия, поставщик услуги неправильно рассчитал расходы на проживание гостей, за счет чего бюджет потерял 12 миллионов тенге. В сухом остатке - семь лет ограничения свободы (см. “Миллионер из библиотеки”, “Время” от 12.2.2019 г.).
И если просто следить за заголовками новостей, то вроде бы все выглядит правильно: поймали проворовавшегося начальника - наказали, так ему и надо. Но если вникнуть в детали, то картина получается иная. Складывается впечатление, что органы, прокуратура и суды применяют законы так, как им удобнее.
Сейдуманова, Жанзакова и Айнабекова не ловили с деньгами, полученными от поставщика, то есть они не получили никакой личной выгоды. По сути, их поймали на нарушении процедур госзакупок. И совершенно неважно, что негде швартовать боевые корабли или что саранча может сожрать все посевы от юга до севера страны. Главное, чтобы все было по закону, пусть это и противоречит здравому смыслу.
Конечно, должна быть неотвратимость наказания, и если человек виновен, то его обязаны привлечь к ответственности. Но когда вы в следующий раз услышите эту фразу, вспомните про Асылбека Ѕбілќалыма, который дважды брал деньги у бизнесмена, но в итоге органы решили, что это не взятка.
Михаил КОЗАЧКОВ, фото из соцсетей и с сайта телеканала “Алматы”, Алматы