21228

Птица высокого залёта

Самолёт, на котором летал в Европу подхвативший коронавирус председатель столичного горсуда, запрещено использовать для коммерческих перелётов

Птица высокого залёта

Не утихает скандал вокруг председателя городского суда Нур-Султана Тлектеса БАРПИБАЕВА, улетевшего на частном самолете в Германию в разгар эпидемии коронавируса. После того как эта информация стала достоянием общественности, пресс-служба столичного суда выступила с официальным заявлением, в котором подтвердила, что Барпибаев вместе с супругой действительно воспользовался услугами чартерного рейса, но с оговоркой: якобы по поводу перелета договаривался его сват. При этом имя того самого родственника не называется - указаны лишь его инициалы К.К., и он, согласно заявлению, является “крупным бизнесменом” и, видимо, может себе позволить передвигаться на бизнес-джетах. При этом Тлектес Барпибаев и его жена названы “попутными пассажирами” - их захватили с собой, поскольку на борту оказались свободные места. Эта версия имеет право на существование, но есть одно “но”: самолет, на котором летали Барпибаев и его сват с семьями, не может выполнять коммерческие полеты. Проще говоря, на нем нельзя кататься, как на такси, это запрещено правилами острова Мэн, где зарегистрирован борт.

О том, что Тлектес Барпибаев, главный судья столицы, оказался в Европе как раз в тот момент, когда там началась эпидемия коронавируса, стало известно в середине марта. Выяснилось это после того, как в Алматы прибыл бизнес-джет Bombardier Challenger, принадлежащий компании Caropan Company SA, зарегистрированной на острове Мэн (см. “Небо в клеточку?”, “Время” от 16.3.2020 г.).

У обывателя возникнет логичный вопрос: какая связь может быть у богатых казахстанцев с карликовым государством вблизи Великобритании, где проживает менее 100 тысяч человек? Ответ простой: остров Мэн является офшором, где очень выгодно регистрировать воздушные суда. В реестре Мэна свыше тысячи частных самолетов, и он один из крупнейших в Европе, при том что население острова чуть больше, чем в Каскелене Алматинской области.

Специально для того чтобы оживить экономику Мэна, там придумали налоговые, скажем так, послабления для владельцев бизнес-джетов и яхт. Например, при регистрации самолета на острове можно затем ввезти его в Европу, не уплачивая налога на добавленную стоимость. Но если борт зарегистрировать в Казахстане и России, НДС может исчисляться десятками миллионов долларов. А богатые, как известно, прекрасно умеют считать деньги. Прибавьте к этому отсутствие налоговых проверок и оперативность всех служб - выгода налицо!

Поэтому по всему миру летают чартерные рейсы с бортовыми номерами, начинающимися с буквы “М”. Вот и Bombardier Challenger, возив­ший в Европу Барпибаева, зарегистрирован под номером M-TAKE. Кстати, это может быть не случайный набор букв - на острове есть возможность самому выбрать красивое сочетание букв и цифр, почти как у нас купить блатной номер на какую-нибудь “камри”.

Так вот, несколько лет назад в крупной юридической фирме Appleby случилась утечка документов, связанных с офшорами, и тогда выяснилось, что на острове Мэн прописаны самолеты звезд мирового спорта, самых известных российских олигархов и просто богачей со всего мира. Ну и наши соотечественники не отстают. Как заявил пилот Владимир СМИРНОВ в интервью zakon.kz, в Германию за больными коронавирусом казахстанцами на том самом “челленджере” с номером M-TAKE он вылетел по просьбе владельца самолета Бахаридина АБЛАЗИМОВА. По всей видимости, он и является собственником фирмы Caropan Company SA, на которую зарегистрировано воздушное судно.

Ну а теперь самое главное. Согласно заявлению пресс-службы горсуда столицы сват Тлектеса Барпибаева, скрывающийся под инициалами К.К, договорился с Caropan Company SA, чтобы использовать самолет для перелетов - 28 февраля в Германию и 12 марта назад, в Алматы. Якобы К.К. настолько был болен, что не мог лететь в сидячем положении, поэтому был вынужден прибегнуть к услугам бизнес-джета. А Барпибаев с женой слетали с ним за компанию, потому что на борту оказались свободные места и ему к тому же как раз надо было пройти медицинское обследование в той же Германии. Одним словом, совпадение.

И в эту версию легко поверить. Богатый человек находит чартерный рейс, поскольку отправляется на лечение, ему требуются особые условия для перелета, и берет бедных родственников с собой, которым тоже, оказывается, нужно срочно в ФРГ. Если бы не он - лететь Барпибаеву с женой регулярным рейсом, еще и, поди, в экономклассе.

Но вся эта теория разбивается об один факт, который председателю столичного горсуда или его пресс-службе просто неизвестен: самолеты, зарегистрированные на острове Мэн, нельзя использовать для коммерческих перевозок!

Именно так указано в основополагающих правилах для регистрации воздушного судна на сайте iomaircraftregistry.com. Этот орган занимается оформлением документов на самолеты, приписанные к острову Мэн. “Воздушные суда могут эксплуатироваться только в личных или корпоративных целях, пока они внесены в реестр, коммерческие операции запрещены” - так звучит этот пункт.

Говоря простым языком, любой желающий может зарегистрировать свой самолет на острове Мэн, получив при этом налоговые льготы плюс возможность летать куда вздумается. Но! При этом воздушное судно нельзя превращать в такси, чтобы возить на нем кого угодно за деньги. Это обязательное условия для всех владельцев бизнес-джетов острова.

Конечно, скептики наверняка скажут, что в интернете много чего написано, как и на заборе. Именно поэтому наша редакция обратилась с запросом в авиационную администрацию острова Мэн. В этом письме мы пояснили, что самолет с бортовым номером M-TAKE выполнил два рейса из Казахстана в Европу и есть вероятность, что перелеты были оплачены. В связи с этим мы спросили, могут ли самолеты, зарегистрированные на острове Мэн, выполнять коммерческие полеты.

Через день нам пришел официальный ответ от заместителя директора авиационной администрации острова Мэн Колина ДЖИЛЛА. Он подтвердил, что самолеты, находящиеся в их реестре, не имеют права выполнять коммерческие рейсы, и объяснил, что именно под этим подразумевается. Оказалось, что речь идет не только о перевозке пассажиров, но и о доставке грузов, даже почты. При этом авиационная администрация строго следит за выполнением этих условий и даже разделение затрат на выполнение рейса или частичное возмещение расходов трактует как нарушение установленных правил. А еще заместитель директора попросил предоставить информацию о перелетах “челленджера”, оформ­ленного на Caropan Company SA, пообещав провести проверку.

Мы государственному органу отказывать не стали и отправили не только ссылку на нашу статью в газете от 16 марта, но и заявление пресс-секретаря столичного гор­суда Ботагоз БАЯНОВОЙ, размещенное в Фейсбуке, где указано, что некий К.К. договорился о двух полетах на “челленджере”, а ее начальника с женой захватил по пути.

Вот и получается, что версия гор­суда Нур-Султана, мягко говоря, сыровата. Конечно, можно допустить, что сват Тлектеса Барпибаева не платил за два полета, чья стоимость может быть равна 120-150 тысячам долларов, а воспользовался услугами чартера совершенно бесплатно, по-братски, и даже за топливо не платил. В этом случае рейсы действительно трудно назвать коммерческими. Хотя верится в это с трудом.

Одним словом, рассказать всю правду об этих перелетах может тот, кто договаривался с Caropan Company SA - тот самый К.К. Редакция знает, кто именно скрывается за этими инициалами, какими активами владеет этот человек и на чем заработал свой капитал. С нетерпением ждем, когда он поделится с соотечественниками своей информацией, пардон, - версией.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Руслана ТИМЕРБАЕВА , Алматы

Поделиться
Класснуть