8891

Орденоносец в потёмках

Адвокаты осужденного за взятку героя-полицейского заявляют о его невиновности

Орденоносец в потёмках
Азамат Балтабаев.

На прошлой неделе газета “Время” рассказала о столичном герое-полицейском Азамате БАЛТАБАЕВЕ, награжденном в свое время за спасение людей орденом “Айбын”. В конце марта 2019 года во время ночного патрулирования старший лейтенант вместе с капитаном Ринатом АБДРАХМАНОВЫМ остановил автомобиль “мерседес”, за рулем которого оказался известный нейрохирург Серик АКШОЛАКОВ. Как позже установит следствие, врач находился в состоянии алкогольного опьянения, а чтобы его не привлекли к ответственности, дал взятку сотрудникам полиции в размере 400 тысяч тенге. И началось...

Спустя пару дней доктор написал заявление, требуя привлечь коррупционеров к ответственности. Вот так герой-орденоносец в одночасье превратился в преступника и оказался за решеткой. Есильский райсуд №2 приговорил обоих полицейских к 7 годам лишения свободы, а апелляционная инстанция оставила это решение суда в силе (см. “Герой нашего времени” от 10.12.2019 г.).

Эту новость тут же растиражировали другие СМИ, но история на этом не закончилась. В редакцию нашего издания приехали адвокаты Балтабаева Ляззат ТЕМИРЖАНОВА и Мырзагали САТАНОВ. Они рассказали свою версию случившегося.

Ляззат ТЕМИРЖАНОВА. 

- Мы категорически не согласны с приговором и уже обратились в Верховный суд, требуя его отменить, - начинает разговор адвокат Темиржанова. - В уголовном деле нет никаких доказательств, подтверждающих состав преступления. Нет никаких действий, подтверждающих сам факт взятки, ее получения лично полицейскими путем вымогательства. Нет записей разговоров, касающихся получения либо возврата денежных средств осужденными. Нет предмета взятки - денежных средств, переданных или возвращенных полицейскими. Действительно, в деле есть протокол выемки денежных средств, однако затем 400 тысяч тенге переданы под сохранную расписку Акшолакову, но он их потратил до суда! Также в деле нет видеозаписи с передачей этих самых 400 тысяч. Остались лишь фотографии купюр, сделанные с одной стороны, хотя законодательство требует сохранить вещественные доказательства до завершения разбирательства, и судьбу их определяет суд. Однако нам говорят, что это деньги Акшолакова, поэтому он волен ими распоряжаться как хочет. Соответственно, напрашивается предположение, что вся эта ситуация была спровоцирована свидетелем Акшолаковым и следователем БИГАМБАЕВЫМ.

Мырзагали САТАНОВ.

При этом, по словам адвоката, нейрохирург занял странную позицию: сначала он дал взятку полицейским, потом написал на них заявление, а затем стал всячески уклоняться от дачи показаний в суде.

- К сожалению, суды полностью проигнорировали все наши ходатайства, не дав нам разобраться во всех доказательствах досконально, - продолжает Ляззат Темиржанова. - Процессы прошли стремительно, в спешке, как будто была поставлена задача отправить полицейских за решетку. Нам с большим трудом удалось заставить суд вызвать на процесс свидетеля Акшолакова - он не являлся на заседания, ссылаясь на командировки. Мы, двое адвокатов, вместе с родственниками подсудимых были вынуждены поехать в Национальный центр нейрохирургии, где убедились лично, что Акшолаков находится на рабочем месте, а не где-то в другом городе. Только после нашей жалобы при полном попустительстве гособвинителя свидетель был вызван в суд!

Адвокаты утверждают, что Азамат Балтабаев и Ринат Абдрахманов не брали никаких денег у врача. Однако по материалам уголовного дела полицейские, узнав о жалобе Акшолакова, приехали просить у него прощения и вернули полученные ранее 400 тысяч тенге. Если они не брали взятку, то для чего поехали извиняться?

- Доктор вручил им свои визитные карточки, которые он никому не дает, только в крайних случаях, - объясняет адвокат Темиржанова. - Полицейские тоже люди, они взяли визитки на случай, если им или их родным понадобится медицинская помощь. И когда случилась вся эта ситуация и врач написал заявление, они поехали извиняться, поскольку так потребовало руководство, и заодно вернуть визитные карточки.

Между тем следствием доказано, что в ночь, когда была передана взятка, полицейские вместе с доктором поехали к нему на работу, где он снял в банкомате ровно 400 тысяч тенге. Как быть с этим доказательством?

- Они ездили в его офис за визитками, а не за деньгами, - настаивает адвокат Мырзагали Сатанов. - Мало ли для чего врачу понадобились деньги: может, у него на следующий день какие-то важные покупки, может быть, той или жене шубу решил купить. Это его проблемы. Деньги в банкомате он снимал для своих нужд, а не для взятки. Тем более в деле есть записи разговоров между полицейскими и врачом. Акшолаков говорит: вы должны вернуть мои вещи. Мы уверены, что он имеет в виду визитные карточки, а не деньги. Деньги никто не называет вещами. Я 20 лет проработал в правоохранительных органах, в том числе занимался антикоррупционной деятельностью. Когда мы инструктировали человека, оснащенного оборудованием, то всегда требовали: больше говори о деньгах, уточняй конкретную сумму, заставляй собеседника называть эти цифры. Здесь же нигде ни в одном разговоре не фигурируют деньги!

Защитник обращает внимание, что в деле очень много нарушений, что усложняет и доказывание невиновности Балтабаева и Абдрахманова.

- Например, в деле нет протоколов вручения технических средств для аудио-, видеофиксации разговоров! - возмущается адвокат Сатанов. - Следователь обязан передать оборудование и зафиксировать время и дату, а свидетель или заявитель должны расписаться вместе с понятыми. Это делается для того, чтобы затем изъять записи, это требование УПК! Но все это следователь игнорирует - прикрепляет камеру к компьютеру в кабинете врача, а она ничего толком не записывает, изображение некачественное, есть только звук. Но и там в разговоре нет речи о деньгах. Это подтверждает нашу версию: деньги полицейские не возвращали, иначе нам бы не подсунули в дело испорченную видеозапись. Еще один аргумент в пользу полицейских: почему при возврате денег они не были задержаны сразу же с поличным? Да все просто: опергруппа видела, что денег нет, соответственно, нет предмета взятки. Поэтому патрульных взяли позже, оказали на них психологическое давление, заставили сознаться.

Еще один актуальный вопрос: когда именно происходил возврат денег? Есть две версии.

- В уголовном деле есть протокол выемки детской книжки, в которую Балтабаев вложил визитные карточки и оставил ее в канцелярии утром, - продолжает Мырзагали Сатанов. - Следователь составил документ и указал, что в книжке есть только визитные карточки, и зафиксировал время: начало выемки 10 часов 50 минут, окончание - 11 часов 10 минут. Это следственное действие было зафиксировано на фото, на столе в тот момент лежала пачка денег, попавшая в кадр! Но ведь согласно материалам уголовного дела Балтабаев и Абдрахманов привезли деньги в тот день в 15.00. Как же 400 тысяч оказались в кабинете Акшолакова в 10.50 утра, четырьмя часами раньше? И самое важное: почему следователь Бигамбаев не отразил в протоколе выемки, что деньги попали к врачу утром? Затем следователь оформляет еще один протокол, на этот раз изъятия денежных средств, но почему-то Балтабаева и Абдрахманова перед этим не задерживают, и нет никаких доказательств, что они принесли эти 400 тысяч.

Также непонятно, когда именно следственный суд санкционировал прослушивание телефонных разговоров Акшолакова и Балтабаева.

- Еще вопрос по постановлению о назначении негласных следственных действий, - горячится адвокат Сатанов. - Следователь издал постановление 3 апреля, а судья БЕКНАЗАРОВ санкционировал его… 2-го числа! Получается, суд санкционировал несуществующее постановление! Более того, уже

4 апреля тот же судья издает новое постановление о признании проведенных негласных действий законными. Для чего это делается? Или предыдущее постановление было незаконным и теперь пришлось его закреплять?

Адвокаты Азамата Балтабаева расстроены итогом разбирательства, но не собираются сдаваться.

- Мы были уверены, что с таким объемом нарушений прокуратура просто не пустит дело в суд, - удивляется Ляззат Темиржанова. - Я сама до адвокатуры работала в надзорном органе и хорошо знаю, что дела в таком плачевном состоянии отправляют на доследование или вообще прекращают. Но в этот раз все сошлось: и прокуратура закрыла глаза, и суд не увидел нарушений. Теперь у нас надежда на Верховный суд, может быть, там нас услышат и обратят внимание на поломанные судьбы людей. Какой смысл этим молодым ребятам брать взятки? Оба семейные, один - орденоносец, спас несколько человеческих жизней, и тут вдруг взятка. Еще и вымогательство им прилепили.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

P.S. Адвокаты также прислали видеозапись встречи нейрохирурга Акшолакова и полицейских, приехавших извиняться. Качество ролика оставляет желать лучшего, но зато хорошо слышен весь разговор. В нем идет речь и о том, что Серик Акшолаков действительно сел пьяным за руль, а полицейские на самом деле просили у него миллион тенге...


Поделиться
Класснуть