3181

Расплата после приговора

До сих пор средства республиканской казны продолжают тратить на то, чтобы загладить вину перед жертвами незаконных действий людей в форме

Расплата после приговора
Коллаж Владимира Кадырбаева

Минфин в очередной раз обязали выплатить миллионные суммы двум жителям Восточно-Казахстанской области, которых стражи порядка обвиняли в нанесении тяжких телесных повреждений, повлекших смерть, и в совершении развратных действий в отношении несовершеннолетней, а суд вынес оправдательный приговор.

А был ли педофил?

Кошмар для 36-летнего жителя Усть-Каменогорска Андрея СИРОТИНА (фамилия изменена) начался в июле 2015 года.

Его задержали по подозрению в совершении развратных действий в отношении малолетней. Без применения насилия.

Как писали тогда местные СМИ, в городское УВД поступил сигнал, что шестилетняя девочка стала жертвой педофила. По версии матери ребенка, неизвестный завел девочку в подъезд, попросил снять нижнее белье и дотронулся до половых органов.

В июне 2016 года специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних № 1 Восточно-Казахстанской области признал Сиротина виновным по статье “развратные действия без применения насилия в отношении заведомо малолетней” и назначил ему пять с половиной лет лишения свободы. С тех пор мать осужденного и его защитники пытались доказать невиновность молодого мужчины. Как оказалось, не без оснований.

12 сентября 2018 года коллегия областного суда по уголовным делам выносит оправдательный приговор в связи с отсутствием события правонарушения…

В общей сложности Сиротин провел в СИЗО, колонии строгого режима более трех лет. По его словам, которые приводятся в судебных документах, во время следствия он неоднократно подвергался физическому насилию со стороны сотрудников полиции и сокамерников. Сиротина также не раз помещали в психиатрическое учреждение.

8 января этого года Сиротин обратился в Усть-Каменогорский городской суд с иском к областному департаменту полиции и Министерству финансов, чтобы взыскать моральный вред в размере 15 миллионов тенге.

Размер компенсации Сиротин посчитал обоснованным, поскольку ему никто не вернет утраченное здоровье и потерянные три года свободной жизни.

Суд же решил, что жертве правоохранителей хватит и трех миллионов тенге. В марте коллегия по гражданским делам областного суда оставила решение суда первой инстанции без изменения.

Труп на погосте

В три раза меньше, чем Сиротин - один год, незаконно находился под стражей 32-летний житель Семея Равиль АХМЕТОВ (фамилия изменена).

…11 августа 2017 года на кладбище в районе трассы Семей - Знаменка был обнаружен труп. На теле мужчины азиатской национальности невооруженным глазом были видны многочисленные гематомы.

Позже экспертиза покажет, что смерть Бердибека САЯБАЕВА, который вел асоциальный образ жизни, наступила в результате сочетанной травмы шеи, грудной клетки и живота с переломом большого рожка подъязычной кости, переломами ребер, ушибом нижней доли легкого, разрывом капсулы и задней поверхности правой доли печени…

Полиция установила, что накануне - 9 августа - погибшего избил Ахметов. События происходили в центре Семея. Одна женщина и двое мужчин, в том числе Ахметов, которые до этого вместе выпивали, остановились возле магазина, чтобы покурить. Неподалеку стоял Саябаев и вдруг стал читать нотации нетрезвой даме по поводу ее пристрастия к табаку. Ахметов не стерпел такой наглости, отвел Саябаева в сторону и ударил.

Орган уголовного преследования, особо не вдаваясь в детали и, видимо, торопясь поставить галочку о пойманном злодее, пришел к выводу, что смерть несчастного наступила в результате травм, причиненных Ахметовым, и предъявила последнему обвинение по статье “умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего”.

Стражей порядка нисколько не смутило, что Ахметов избил Саябаева днем 9 августа и на следующий день Саябаев дважды обращался за медицинской помощью, но травм, от которых наступила смерть, медики у пациента не обнаружили. Кроме того, 49-летний мужчина скончался в 13 километрах от Семея - с серьезными травмами он бы самостоятельно туда не добрался.

Городской суд № 2 обратил внимание на эти обстоятельства, а также на противоречивые показания свидетелей. Так, женщина, из-за которой, собственно, и произошла драка, во время следствия говорила, что ее заступник бил Ахметова по лицу и пинал по телу. Однако на судебном следствии она заявила, что Ахметов ударил Саябаева всего три раза - один раз по лицу и дважды придавил его за плечи, чтобы тот не мог подняться.

На предварительном следствии показания, обвиняющие Ахметова, свидетель дала, испугавшись сотрудников полиции, которые ей угрожали...

- Проверив доводы свидетельницы о применении недозволенных методов ведения следствия и насилия со стороны сотрудников полиции, суд находит их обоснованными, - пришла к выводу судья Зухра РАЙМХАНОВА.

Служители Фемиды признали Ахметова невиновным. С приговором не согласились потерпевшие и представитель надзорного органа. Родственники Саябаева указали на то, что медики не обследовали пациента должным образом из чувства брезгливости. Прокурор же в ходатайстве просил вынести обвинительный приговор и упрятать Ахметова за решетку на восемь лет.

Тем не менее апелляция оставила приговор без изменения, а уголовное дело было решено направить прокурору для принятия мер и установления виновного в смерти человека...

Но на этом общение Ахметова с правоохранителями не закончилось. Мужчина, который почти год содержался под стражей, в декабре прошлого года сам обратился в суд, чтобы взыскать компенсацию морального вреда.

Семейчанин намеревался получить 10 миллионов тенге, однако суд ограничился 1 500 000 тенге, которые Ахметову должен выплатить Минфин.

Обе стороны подали апелляционную жалобу, дело пересмотрели уже в текущем году. Естественно, Ахметов не удовлетворился присужденной ему суммой, а вот Минфин пытался переложить ответственность на департамент полиции. Тем не менее доводы сторон апелляция не приняла во внимание.

Не знаю, как остальных, но меня подобные истории, которые, кстати, в регионе в последнее время происходят не в первый раз (см. “Минфинансов зря пело романсы”, “Минфин: а мы-то тут при чем?”, “Время” от 23.1, 9.2.2019 г.), каждый раз убеждают в том, что с полицейскими лучше не связываться ни в каком качестве, даже в роли понятого.

Недавно в пресс-службе департамента полиции Восточно-Казах­станской области заявили, что одна из задач ведомства в ближайшей перспективе - повысить уровень доверия населения к полиции. Видимо, поэтому пресс-служба в последнее время активно пиарит каждый чих своих коллег: стражи порядка вытащили машину из сугроба, задержали воров, поймали браконьера… Это, безусловно, хорошо. Но хвалить любого представителя профессии за прямое исполнение своих обязанностей по меньшей мере странно…

Елена СУПРУНОВА, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть

Свежее