9061

Обжёгся на воде

Почему в комитете водных ресурсов регулярно обжигаются на воде

Обжёгся на воде
Фото с сайта pkzsk.kz

Вчера пресс-служба Министерства сельского хозяйства сообщила: председатель комитета по водным ресурсам этого ведомства Ислам АБИШЕВ (на снимке) отстранен от занимаемой должности. По данным наших источников в силовых структурах, высокопоставленный чиновник подозревается в получении отката - 60 миллионов тенге от тендера на реконструкцию Соколовского группового водопровода в Кызылжарском районе Северо-Казахстанской области (см. “Свой процент” на сайте “Времени” www.time.kz).

Вчера же нашему корреспонденту стали известны как подробности этой “водной хлопушки”, так и ее вероятные первопричины. Впрочем, обо всем по порядку.

… В ночь на минувшую пятницу сотрудники республиканской антикоррупционной службы оформляли необходимые документы, чтобы подготовить ходатайство перед судом об избрании меры пресечения председателю комитета водных ресурсов Минсельхоза Исламу АБИШЕВУ. Кавалер орденов “Курмет” и “Барыс”, нескольких медалей (среди наград - “За отличие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций” и “За активное участие в спасательных операциях”) - фигура в своей отрас­ли весьма заметная. И хотя Ислам Алмаханович не единожды попадал в оперативные разработки, ему всякий раз удавалось выходить сухим из воды. Его послужной список изобилует резкими поворотами и головокружительными взлетами. В ноябре 2000-го Абишев стал акимом Ордабасинского района Южно-Казахстанской области, а вскоре дослужился до первого зам­акима ЮКО. Руководил акиматом Усть-Каменогорска, дважды занимал должность председателя комитета водных ресурсов Минсельхоза. К слову, это уже второй председатель профильного комитета, задержанный по подозрению в коррупции - первым был Анатолий РЯБЦЕВ (см. “Криминальный талант”, “Время” от 21.3.2009 г.).

В чем подозревается г-н Абишев и почему его задержание можно считать венцом нескольких уголовных дел, расследованных ранее по фактам коррупционных схем, так или иначе связанных с комитетом водных ресурсов (КВР) Минсельхоза? В Нацбюро по противодействию коррупции прямо ответить пока не спешат. Но, пообщавшись с борцами с коррупцией, нам все же удалось выяснить некоторые подробности.

Причина ежегодных потопов - перманентная коррупция в комитете водных ресурсов.

По неофициальной информации наших источников, дело Ислама Абишева - отголосок прежних серых схем незаконного обогащения некоторых руководителей РГП “Казводхоз” и филиала “Есиль Су” при КВР. Так, несколько лет назад борцы с коррупцией привлек­ли к уголовной ответственности директора “Есиль Су” Серика ИСМАИЛОВА и руководителя “Казводхоза” Омирбека ЖАМПОЗОВА (последний прогремел на всю страну, когда за полтора часа до оглашения приговора ранил прокурора и следователя, а позже застрелился). Так вот, по данным Нацбюро, к этим хищениям был причастен герой одной из наших громких публикаций Петр ДМИТРИЕНКО, тогдашний руководитель североказахстанского департамента государственного имущества и приватизации при Минфине (см. “Зверобай”, “Время” от 23.7.2015 г.).

В ходе следствия было установлено: ответственные сотрудники Минсельхоза в нарушение подготовленного специалистами проекта почти в три раза сократили количество сел в Северо-Казахстанской области, к которым запланировали подвести водопровод. Бастыки росчерком пера упразднили резервуары для чистой воды, насосные станции и ремонтно-эксплуатационные участки, оставив лишь водопроводные трубы. Вот этими трубами и заинтересовался г-н Дмитриенко, подчиненные которого нагрянули в “Есиль Су” с проверкой целевого и эффективного использования государственного имущества, закрепленного за этой организацией. Петр Гаврилович прекрасно понимал: закопанный в землю Северный водовод невозможно украсть без согласия директора “Есиль Су”. Легкий намек на возможность заработать много и сразу г-н Исмаилов понял без лишних слов и начал энергично действовать.

Дмитриенко же под предлогом обеспечения сохранности водоводов обратился в РГП “Казводхоз” с просьбой обязать “Есиль Су” заключить договор на проведение демонтажа с ТОО “Grant Production”. Договор был заключен, и работники фирмы демонтировали трубы общей протяженностью 54,2 километ­ра, расположенные на территориях Аккаинского и Кызылжарского районов СКО. Едва начались “раскопки”, как жители отдаленных сел, годами ждавшие вожделенную воду, стали возмущаться. Вскоре ситуацией заинтересовались сотрудники Аккаинского РОВД СКО. Работу по демонтажу остановили, но ненадолго: г-н Дмитриенко подписал два приказа, согласно которым неиспользованные трубы Северного водовода необходимо демонтировать для последующей их приватизации. Против официальной бумаги полицейские оказались бессильны, и злоумышленники продолжили открыто воровать казенное имущество.

Часть выкопанных труб разрезали сваркой и сдавали на предприятия “КазВторМет” за сущие копейки, но львиную долю планировали вывезти в соседнюю Россию, где этот товар пользуется повышенным спросом. По оценкам экспертов, за вполне пригодные трубы криминальная троица получила в бухгалтерии “КазВторМета” больше трех миллионов тенге (трубы, которые пытались продать в Россию, на границе перехватили борцы с коррупцией). Но это расценки черного рынка. Фактический же ущерб, причиненный государству, составил порядка 170 “лимонов”. Возникает далеко не праздный вопрос: зачем нормальные трубы продавать за бесценок? Ответ прост: чтобы потом просить в правительстве выделяемые на борьбу с паводками те самые миллиарды!

В общем, Серика Исмаилова задержали по подозрению в хищении чужого имущества группой лиц по предварительному сговору с использованием служебного положения. Материалы следствия после изучения прокурорами ушли в суд. И хотя Исмаилов очень просил служителей Фемиды не арестовывать его, сославшись на воспитание несовершеннолетнего ребенка и целый букет болезней, следственный судья Петропавловского городского суда А. ЖАНАКОВ санкционировал его арест на два месяца…

Тем временем под колпак борцов с коррупцией попал еще один чиновник “Казводхоза” - директор алматинского областного филиала этого госпредприятия Сеилхан МУХАМАДИЕВ. Ему предъявили обвинение в получении взятки в 17,4 миллиона тенге - 10 процентов от суммы договора госзакупок за подписание акта выполненных работ и заключение дополнительного соглашения. Данная сумма была передана ему частями на протяжении месяца. Мухамадиева взяли с поличным, но до суда довести дело не получилось: чиновник выбросился из окна областного департамента Нацбюро и от полученных травм скончался…

А теперь под следствием оказался сам Ислам Абишев, которого в столичных кулуарах власти считают протеже экс-министра сельского хозяйства Асылжана МАМЫТБЕКОВА, подписавшего в августе 2014 года приказ о назначении г-на Абишева председателем КВР. Кстати, незадолго до задержания Ислама Алмахановича Асылжан Сарыбаевич был освобожден от долж­ности ответственного секретаря Минсельхоза.

Тохнияз КУЧУКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА и с интернет-ресурсов, Алматы

Вместо P. S. Ежегодно в конце зимы в правительстве, комитете по ЧС и акиматах регионов ломают голову над тем, как предупредить паводковые ситуации, а в худшем случае - ликвидировать их с минимальным ущербом для граждан и бюджета. Каждый год выделяются десятки миллиардов тенге, вывозятся миллионы кубометров снега, формируются запасы горюче-смазочных и инертных материалов, взрывчатки. Но все эти меры почему-то оказываются недостаточными. Примеров хоть отбавляй.

В ночь на 12 марта 2010 года близ села Кызылагаш Алматинс­кой области прорвало водохранилище: село исчезло под бурными потоками воды, погибли, по крайней мере, 45 человек, на восстановление пострадавших сел было потрачено более восьми миллиардов тенге. Позже такие же чрезвычайные происшествия с человеческими жертвами случились в Карагандинской области, в Южном Казахстане - можно еще долго перечислять потерпевшие стихийное бедствие населенные пункты...

Поделиться
Класснуть