Другая сторона браслета
Почему на гаджеты в бюджете деньги есть, а на живых людей ну никак не наберется?
После выхода нашей статьи о госпрограмме по внедрению средств электронного слежения за осужденными, на реализацию которой планируется затратить 70 млрд. тенге (см. “Браслет - хуже для бюджета нет!”, “Время” от 19.5.2016 г.), ухнул такой скандал, что громыхнуло и в стенах парламента! Депутаты мажилиса обратились к премьер-министру и генпрокурору с просьбой “внести ясность в факты, изложенные в корреспонденции” (см. “Чаще читайте газеты!”, “Время” от 2.6.2016 г.).
Однако МВД, которому статья адресовалась в первую очередь, поймало тишину: вот уже полмесяца полицейское ведомство никак на наш материал не реагирует. Нанятые кем-то тролли, срочно зарегистрировавшиеся на сайте “Времени”, чтобы бубнить про заказуху, не в счет. Тем более что благодаря их неуклюжим стараниям сомнения в адекватности реализуемой в стране программы по “браслетизации всей страны” лишь возросли.
Вкратце о ее сути: вместо строительства новых зон правоохранители предлагают надеть на некоторые категории осужденных электронные браслеты. Так, дескать, уйдем от трат на содержание зеков, гуманизируем систему наказаний и убережем от лишних трат казну. Только вот старания ревнителей идеи пока выглядят как в мультфильме про Простоквашино: желая сэкономить кучу денег, они хотят сначала потратить еще большую кучу денег.
Шесть лет назад, когда программа только замышлялась, официальные лица утверждали: один браслет будет стоить 67 тысяч тенге. Но уже четырьмя годами позже эта сумма выросла почти в десять раз! И вот чтобы снизить расходы, решено было выстроить… собственный завод по производству этих гаджетов. Идея вроде бы трезвая, однако вряд ли выдерживает малейшую критику. Почему? Потому что во всем мире таких заводов уже практически нет. Вот вроде недавно еще был один в Израиле - так обанкротился! Как говорится, все пожрал проклятый китайский долгоносик…
Рынок Китая, кстати, предлагает настолько широкий выбор браслетов, что за наших прожектеров становится даже неудобно. Красная цена тамошнему браслетику - 50-60 долларов за штуку. Можно поискать и подороже, но все равно дороже 200 “зеленых” не найти, причем все продается в комплекте с программным обеспечением. У нас же только на создание ПО из бюджета отвалили щедрою рукою 2,6 млрд.! Что уж там такое надо насоздавать за такие деньги, не понятно никому, в том числе и опрошенным нами экспертам.
При этом новый казахстанский завод, которому отведено почетное место в свободной экономической зоне Алматы, на недавней презентации инновационных проектов в Академии наук неожиданно был представлен как совместное производство с японцами. Какими и откуда они взялись - не сообщается. Но все делают вид, будто не знают, что самое современное производство электроники давно уже перекочевало все в тот же Китай. Ни цифр, ни выкладок, доказывающих целесообразность, выгодность и конкурентоспособность выпуска браслетов made in Kazakhstan, общественности не представлено.
Поборники идеи браслетизации, которые плюются, читая наше расследование про этот странный бизнес под прикрытием государства, умалчивают о главном - о том, как повлияет новшество на жизнь обычных людей. А мы рискнем предположить, что штука эта в итоге будет посильнее “Фауста” Гете.
Прогрессивная идея предполагает выпустить из зон на свободу под электронное наблюдение до 75 тысяч осужденных. И как тут не задуматься о действительно главном: получивших ограниченную волю хоть и обраслетят, но они останутся все теми же “реальными пацанами”, а также ворами и мошенниками, которые окажутся вдруг рядом с каждым из нас. И эти люди, конечно, будут хотеть есть и одеваться, многим из них будет негде жить.
Кто-нибудь думает о том, как обеспечить им фронт работы, а также стол и дом? Кто-нибудь объяснил нам, будут ли эти люди проходить медосмотр и психологическое обследование? Или, может, вопросы ВИЧ и туберкулеза уже сняты с повестки дня?
Вышедшие на свободу десятки тысяч осужденных, конечно, не будут обладать ни востребованными на рынке профессиями, ни социальными гарантиями от государства. И это ясно как божий день: согласно криминальной статистике, чуть ли не каждая вторая кража у нас рецидивная. Загляните, кстати, в Интернет: там полно советов, как снять браслет и остаться при этом не замеченным контролерами. Думаете, никто из обраслеченных не попытается воспользоваться подобными инструкциями?
Так насколько же этично говорить об экономии бюджетных средств, если она идет вразрез с общественной безопасностью? Тем более что никакой выгоды там при ближайшем рассмотрении не видно.
На недавнем совещании в прокуратуре Костанайской области по поводу проблем реализации тюремной реформы было заявлено: никто в стране не занимается вовлечением экс-зеков в общественно полезную деятельность. В прошлом году из трех тысяч освобожденных костанайцев, которые получили направления в органы трудоустройства, абсолютное большинство - две с половиной тысячи человек - отказалось от предложенной им работы. Специализированное предприятие “Енбек-Костанай” лежит на боку в ожидании банкротных судорог. Работа его неэффективна, а выпускаемые заключенными товары неконкурентоспособны из-за высокой налоговой нагрузки.
А тут еще аким Костанайской области Архимед МУХАМБЕТОВ заявил: о строительстве реабилитационных центров для лиц, освободившихся из мест заключения, пока можно забыть. В бюджете нет на это средств.
Заметьте: все это касается тех, кто уже отбыл наказание от звонка до звонка и вроде как пошел на исправление. И браслетизация не про них, а про преступников, которые свою чашу наказания еще не испили. Про этих сейчас вообще не говорят, как будто бы их нет и не предвидится…
И вот я никак не могу взять в толк: почему на гаджеты с дерзко накрученными ценами в казне деньги есть, а на живых людей - нет? Почему в погоне за внедрением зарубежного опыта в Казахстане ответственные люди думают лишь о том, как освоить бюджетные миллиарды? Но о том, что на Западе система пробации - это серьезная и выстраданная многолетняя практика работы, никто даже не заикается.
Если там, у них, отлаженная работа социальных служб - норма, то у нас - диковина. Если обязательность трудоустройства осужденных для их последующей социализации там работает как часы, то у нас в условиях вечного кризиса вообще не фурычит. И если вопросы законности и отсутствия коррупции в правоохранительных органах не пустой звук, то это по-прежнему точно где-то, но не у нас.
Стас КИСЕЛЁВ, Костанай