Нашу гавань отравили корабли
Почему в Урале стало мало рыбы
В Атырауской области вот уже который год наблюдается жуткая картина: десятки ржавых кораблей и различных конструкций намертво застыли в Урало-Каспийском бассейне. Специалисты-экологи, опытные рыбаки, краеведы и простые жители региона устали бить тревогу: от груды металлолома страдает и экология, и судоходство, и рыбы нет, да и пейзаж глаз не радует. Однако похоже, что эти ржавые суда еще не скоро исчезнут из поля зрения: чтобы вытащить все корабли, необходимы средства, которых у местной казны пока нет. Да и у властей желания, кажется, тоже.
Если в самом Урале находятся преимущественно небольшие проржавевшие корабли, баржи и прочий хлам, то в Каспийском море, в районе мыса Ракушечный, “затерялась” (причем уже на протяжении 30 лет!) самоподъемная буровая установка “60 лет Азербайджану” длиной 57 метров и шириной 47! Об этом сообщила директор аналитической лаборатории по охране окружающей среды Галия УМБЕТАЛИЕВА во время общественных слушаний в областном акимате, организованных Министерством по инвестициям и развитию Республики Казахстан.
Под опорой № 2 этой установки обнаружены навалы искореженных металлоконструкций, из которых зафиксирован выход газа, имеется запах сероводорода. Как заметила Умбеталиева, в данной ситуации надо реагировать незамедлительно.
- Буровую опасно поднимать и разрезать на части. Специалисты сделали заключение, что установку надо просто оставить и забетонировать, - пояснила эксперт комитета транспорта упомянутого министерства Светлана АБЕНОВА.
Также, по ее словам, сегодня в акватории Каспия и в его прибрежной полосе суши около 80 затонувших и брошенных кораблей, судов и других металлических конструкций. Общий вес составляет почти 54 тысячи тонн, и это предварительные данные. Между тем, как подчеркнула Абенова, по статистике 60 процентов таких судов на своем борту имеют нефтепродукты, отходы производства, бытовой мусор.
Эти данные Абенова обнародовала не просто так, а чтобы показать: государственные деньги, выделенные на обследование Урало-Каспийского бассейна с целью дальнейшего подъема и вывоза затонувших судов, освоены сполна.
- Из республиканского бюджета на этот проект было выделено 126 млн. тенге. Для обследования Урало-Каспийского бассейна, в том числе определения стоимости и подъема затонувшего имущества, мы заключили договор с ТОО “Иртышподводсервис”, которое выполнило заказ, - сообщила эксперт.
Между тем из 20 представленных Министерством обороны и атыраускими предприятиями координат местоположения затонувших объектов при поиске удалось отыскать лишь 15 объектов. Сметная стоимость поднятия судов в Атырауской и Мангистауской областях составляет 4,5 млрд. тенге.
- Если нас поддержат, то мы начнем работу по подъему судов в 2016 году, - сказала Абенова. - Мы направили также запрос в Министерство обороны республики с просьбой дать заключение о приоритетном поднятии затонувших объектов, мешающих судоходству…
Пока наверху красиво обсуждают, как найти и обезвредить затонувшие объекты, горожане просто негодуют. По словам работника рыбной промышленности, ветерана войны и труда Орынбасара МУХТАРОВА, такого бездействия областных властей за последнее время он не припомнит.
- Я работал в семидесятых-девяностых, мы занимались ловлей рыбы в Урале. Так вот, как только появлялись бесхозные суда, они изымались из реки. А как иначе? Ведь ржавчина в Урале - это смерть рыбе и в целом минус экологии! Я понятия не имею, почему сегодня наши власти сидят сложа руки. Неужто они считают этот ржавый мусор раритетом? - удивляется Орынбасар Мухтарович. - Я как-то прогуливался по набережной микрорайона “Балыкши” и заметил, что иностранцы делали селфи на фоне этих ржавых посудин… А потом, наверное, отправили эти фото себе на родину, и там над нами сейчас все смеются.
Известный в регионе краевед профессор Атырауского института нефти и газа Вячеслав АФАНАСЬЕВ поддерживает опытного рыбака.
- Я уже устал обращать на это внимание соответствующих органов! - говорит Афанасьев. - Урал совсем не берегут (про Каспийское море молчу, хотя видел и там во время своих экспедиций различные ржавые баржи и корабли). Вот вам такой пример: раньше в нашем рыбном городе запрещали даже мосты строить - не то рыба испугается и перестанет водиться! А уж корабли заходили именно в ту часть, где, по мнению специалистов, менее всего нерестились осетры да сомы. А сейчас в Атырау ржавые корабли простаивают годами!
По мнению краеведа, в том числе и по этой причине в Атырау рыбы становится все меньше с каждым годом.
- В реке должна быть трава, червячки, чтобы рыба шла сюда, а с этими ржавыми кораблями и баржами, которые немало места в Урале, к примеру, занимают, никакой жизни там нет, - восклицает он.
Как нам стало известно, в нынешнем году будут поднимать один затонувший объект в устье Урала - морское судно “Сарынский рыбак”. На эту работу уже выделено 403 млн. тенге. Тендер должно провести Атырауское республиканское предприятие водных путей.
Однако тут появляется новая проблема: что будет с поднятыми судами и другим ржавым хламом?
Вот уже и директор спецавтобазы Муратбек МАХАНОВ беспокоится, что следовало бы заложить в бюджете деньги, “так как в спецавтобазе расходы на эти цели не предусмотрены!”. Интересная картина вырисовывается - ржавую махину-корабль извлекут и положат куда-нибудь в другое место до тех пор, пока не выделят еще одну сумму - на утилизацию...
Контроль за реализацией этого проекта Министерство по инвестициям и развитию возложило в том числе и на акимат Атырауской области. Как будут выкручиваться в этой ситуации власти региона, покажет время.
Надежда ШУМИЛИНА, фото автора, Атырау