4443

А не плачет ли УК по реформе ЖКХ?

Забуксовала одна из крупномасштабных госпрограмм - программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) страны на 2011-2020 годы. Вопреки своим бодрым заверениям о том, что едва ли не найден спасательный круг для тонущего жилкомхоза, правительство - не прошло и двух лет! - в этом году не выделило и уже не выделит на ее реализацию ни одного тенге!

По словам начальника управления жилья и жилищной инспекции Алматы Кайрата НУРКАДИЛОВА (на снимке справа), в течение этого года Минрегионразвития, ответственное за реализацию указанной программы, только и обещало, что деньги вот-вот будут выделены: сначала - запланированные 1 миллиард 600 миллионов тенге, на которые можно было отремонтировать около 200 домов, чуть позже речь уже шла о половине этой суммы, в конце сентября ставка “упала” до 380 миллионов тенге, а на днях ведомство уведомило: в этом году не ждите.
- Сейчас нам обещают, что в следующем году Алматы выделят 450 миллионов тенге, - говорит собеседник. - Но эта сумма катастрофически мала. На сегодняшний день у нас есть заявки от жителей города на 2 миллиарда! Зачем тогда вообще запускали эту программу?
А ведь руководство страны на самом деле возлагало большие надежды на программу модернизации ЖКХ. Жилой фонд страны в плачевном состоянии. Согласно официальным данным, к 2010 году основательный ремонт требовался каждому третьему многоквартирному жилому дому, или 32 процента (50,1 млн. кв. метров) жилфонда, а еще 2 процента (3,8 млн. кв. метров) составляло подлежавшее сносу аварийное жилье. Очень красноречивая деталь: 26 апреля 2011 года, в день, когда программу приняло правительство, тогдашний премьер-министр Карим МАСИМОВ на своей страничке в Твиттере отметил, что появился свет в конце тоннеля. Авторы и инициаторы модернизации ЖКХ обещали снизить долю некомфорт­ного жилья к 2015 году до 22, а к 2020-му - до 10 процентов. Ставилась задача отремонтировать в общей сложности около 12 тысяч много­квартирок.
Сегодня этот свет явно потускнел…
Маховик программы раскручивался с большим скрипом. На бумаге все выглядело гладко и просто: государство выделяет деньги на ремонт домов, а собственники отремонтированного жилья в свою очередь постепенно возвращают их, но с процентами. Однако простой народ не воодушевил такой финансовый механизм. И на первых порах добровольная программа превратилась в едва ли не принудительную: людей настойчиво уговаривали взять деньги на ремонт, порой чуть ли не в приказном порядке, а где-то и вовсе не оставляли им выбора. А через несколько месяцев после запуска программы по стране прокатилась череда скандалов: жильцы отремонтированных домов были недовольны качеством проведенных работ. Причиной всей этой чехарды были недоработки программы, которые пришлось исправлять на ходу, поясняет Кайрат Нуркадилов:
- Было ощущение, что проект слепили на скорую руку после того, как президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ дал указание заняться ЖКХ. Была масса нестыковок, на ровном месте возникали бюрократические проволочки. Например, в программе было указано, что подрядчика, который будет проводить ремонт дома, собственники квартир выбирают самостоятельно. Но в то же время этот подрядчик согласно законодательству должен был участвовать в конкурсе и победить. Мы обратились за разъяснениями в Минфин. Оттуда пришел ответ: “В данном случае необходимости в проведении конкурса нет”.
- Или взять госэкспертизу сметы, которая должна обязательно составляться на ремонт дома, - продолжает г-н Нуркадилов. - По сути это совершенно ненужная процедура - люди сами оплачивают ремонт своего дома, и они вправе выбирать, какие материалы использовать: покрасить стены в подъезде не казахстанской, а финской краской, а поручни на лестничной площадке сделать не из сосны, а из более дорогого кедра. Но специалисты, которые проводят экспертизу, опираются на свои стандарты, в которых есть четкие нормы и правила, касающиеся и ценовой составляющей. Вот в прошлом году из-за навязанной таким образом низкой сметной стоимости строители, которых выбрали жильцы, отказались ремонтировать три многоэтажки - им стало невыгодно.
Но вот парадокс! Даже несмотря на все эти недоработки, количество желающих провести ремонт своих домов становилось все больше. Если в 2011 году в Алматы их днем с огнем было не сыскать, то сейчас 278 домов ждут своей очереди! Этому во многом способствовало смягчение условий возврата жильцами предоставленных им государством инвестиций. Собственники многоквартирного жилья наконец-то оценили преимущества программы, в итоге плюсы перевесили ее минусы. Люди стали возвращать средства, которые снова запускались в оборот модернизации ЖКХ... Но тут нежданно-негаданно и возникла главная проблема: прекратилось финансирование программы из республиканского бюджета.
- Такая ситуация сложилась во всех регионах Казахстана, но никто из местных властей не заявляет об этом открыто, - сетует г-н Нуркадилов. - Проблему нужно решать, пока люди окончательно не разочаровались в этой программе. Ведь дискредитируется в принципе очень полезная идея модернизации ЖКХ, причем за деньги самих граждан. Упустим момент сейчас - как бы завтра такую модернизацию не пришлось проводить только за счет госбюджета.
Чтобы прояснить ситуацию, мы обратились за разъяснениями в Минрегионразвития - и вот какой любопытный комментарий получили 30 октября (фрагменты цитат далее выделены нами):
“В программу модернизации ЖКХ были внесены изменения. Согласно новым правилам с 2013 года ремонт домов по этой программе должен проводиться по одному механизму (рефинансирование возвращенных населением финресурсов плюс вливания из республиканского бюджета. - Авт.), а не по двум, как это было ранее (второй механизм предполагал выделение трансфертов местным исполнительным органам власти через социально-предпринимательские корпорации. - Авт.). В этой связи в текущем году из республиканского бюджета средства на ремонт домов не выделялись - есть соответствующее решение от 8 мая 2013 года. Однако это не говорит о том, что программа будет свернута. Ремонт домов в текущем году продолжается в тех регионах, где уже осуществлен возврат средств собственников квартир, которые стали участниками программы в 2011-2012 годах. Так, по состоянию на 18 октября 2013 года, возврат этих средств составляет 1543 миллиона тенге. За счет них в 2013 году отремонтирован 31 дом на общую сумму 250,6 миллиона тенге. Ожидается, что все запланированные (на 2013 год. - Авт.) объемы по программе модернизации ЖКХ будут выполнены в 2014 году”.
Ответ министерства чрезвычайно интересен по нескольким моментам.
Если решение о приостановлении финансирования программы было принято еще в мае, то почему об этом нельзя было тогда же и сообщить? Ведь в неведении и даже, можно сказать, в заблуждении пребывали не только местные власти, не только население, но и члены правительства и парламентарии!
Министр экономики и бюджетного планирования Ерболат ДОСАЕВ через несколько месяцев - 23 июля этого года - на заседании кабмина, на котором, кстати, рассматривались итоги социально-экономического развития республики в первом полугодии, докладывал: “В рамках программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года на реконструкцию и модернизацию объектов жилищно-коммунального хозяйства на 2013 год предусмотрено 18,1 миллиарда тенге. Всего к концу 2013 года необходимо провести модернизацию коммунальных сетей общей протяженностью 1012 километров”.
А депутат Галина БАЙМАХАНОВА, оглашая 9 октября на пленарном заседании мажилиса депутатский запрос парламентской фракции коммунистов по вопросу реализации программы модернизации ЖКХ, адресованный главе правительства Серику АХМЕТОВУ, сообщила: “В 2013 году предусмотрен ремонт 569 домов на общую сумму 12,6 миллиарда тенге. Финансирование данных расходов планировалось со второго квартала 2013 года. Общая потребность на 2013 год составляет 27,89 миллиарда тенге на ремонт 1695 многоквартирных жилых домов”.
При этом ни министр, ни депутат и словом не обмолвились, что в этом году приостановлено финансирование ремонта многоэтажек.
Аможет, средства все-таки выделялись, но по какой-то неведомой причине не дошли до получателей?
Вот и президент на расширенном совещании с членами правительства 11 октября сообщил, что объем неосвоения расходов бюджета по итогам этого года оценивается, по предварительным данным, порядка 150 млрд. тенге. Со своей стороны заметим: запланированные на модернизацию ЖКХ и ремонт домов затраты вполне вписываются в эту цифру.
Впрочем, глава государства на том же заседании раскритиковал правительство и за распыление бюджетных средств на многочисленные госпрограммы: “Создали колоссальное количество программ, а денег не хватает. Нельзя так работать! Правительство должно подсчитать, сказать: вот это основное наше направление, где мы получаем средства и новые рабочие места, это мы будем делать, остальные пусть подождут”.
Примечательно, что члены правительства, ответственные за реформу ЖКХ, не ответили внятно и доходчиво ни на первую реплику Нурсултана Назарбаева, ни на вторую.
Интересно, а что скажет по поводу зависшей программы модернизации ЖКХ финпол и Счетный комитет?

Оксана АКУЛОВА,Наиль ИШМУХАМЕТОВ, фото Романа ЕГОРОВА и Владимира Заикина, Алматы

Из досье

- Программу модернизации ЖКХ запланировано реализовать в два этапа: первый - 2011-2015 гг., второй - 2016-2020 гг.
- В течение этих десяти лет, как ожидается, будет отремонтировано более 11,5 тыс. многоквартирных жилых домов, модернизировано более 81 тыс. км коммунальных сетей тепло-, электро- и газоснабжения, из них к 2016 г. - 24,4 тыс. км.
- Не менее 50% потребителей к 2016 г. и не менее 70% к 2020 г. в каждом регионе страны, согласно расчетам авторов программы, будут удовлетворены качеством коммунальных услуг.
- Выбран один механизм возвратного финансирования ремонта многоквартирных жилых домов: из республиканского бюджета местным исполнительным органам будут предоставляться кредиты под 0,1% годовых на 7 лет.
- Суммарные инвестиции в модернизацию ЖКХ оцениваются в 1 трлн. 99 млрд. 373 млн. тенге (из них на первом этапе - 451 млрд. 034 млн. тенге), в том числе из республиканского бюджета - 533 млрд. 302 млн. тенге (237 млрд. 263 млн. тенге соответственно), местных бюджетов - 18 млрд. 109 млн. тенге (6 млрд. 500 млн. тенге), средств предприятий - 452 млрд. 406 млн. тенге (184 млрд. 899 млн. тенге), средств граждан - 95 млрд. 556 млн. тенге (22 млрд. 372 млн. тенге).

Поделиться
Класснуть