5469

Где кран, Рауан?

Вот уже десять месяцев не может получить ответ на свой вопрос столичный предприниматель Руслан БАЙГУШИКОВ. Еще в марте он перечислил на счет ТОО “Arman Constraction” почти 109 миллионов тенге на покупку автокрана и погрузчика. Заказчик даже не подозревал, что ни строительной спецтехники, ни денег он больше не увидит.

Где кран, Рауан?

В начале марта этого года Руслан начал искать строительную технику. Хороший знакомый порекомендовал своего приятеля Евгения БАША, который представился официальным дилером известной китайской компании, был во всем компетентен, хорошо разбирался в моделях строительной техники. Кроме того, он выслал несколько видео и аудиосообщений, фотокопии документов на спецтехнику и дал номер главбуха фирмы Arman Constraction Жанны МАСИМОВОЙ.

- Евгений уверял, что эта фирма - крупный поставщик спецтехники, имеет солидную клиентскую базу и многомиллионные обороты, - вспоминает Руслан Байгушиков. - Я прилетел в Алматы, офис у них в центре города, штат сотрудников. На столах куча буклетов по дорожной и строительной технике. Правда, директора на месте не было, в его кабинете сидели два парня - Барыс БАЙТУОВ и Рауан РАХМАНКУЛОВ. Он и заверил, что решает все вопросы фирмы. Судя по тому, как неукоснительно выполнялись все его поручения, я поверил в немалые возможности Рауана. Позже позвонил Евгений и сообщил: техника куплена, стоит на таможне в Хоргосе и после празднования Наурыза он оформит документы.

Мартовские праздники прошли, но обещанный транспорт Байгушиков так и не получил. Позже Евгений скинул бизнесмену несколько видео с автокраном и погрузчиком, стоявшими на ж/д платформе, и заверил: ваша техника прошла границу, решается вопрос с таможней. Видео датировано 16 апреля. Вскоре закончились и майские праздничные дни, а техника все еще стояла на границе - выяснилось, что Рауан и К не могут получить письмо-согласие по авторскому праву от завода-изготовителя.

- Я приехал в офис к Рауану и спросил: если вы официальные дилеры, в чем проблема?! - продолжает Руслан. - Жанна ответила, что на самом деле они свободные продавцы, и пояснила: мы покупаем в Китае, продаем в Казахстане. На вопрос, как быть с моей техникой, Рауан сказал пару месяцев подождать, в крайнем случае через Россию оформит, и что там у него есть связи. В любом случае свое обещание они выполнят. Рахманкулов еще раз подчерк­нул, что они с Барысом решают все вопросы. Меня сразу предупредили: их китайские парт­неры деньги не вернут, нужно ждать поставку техники.

Многочисленные безуспешные переговоры продолжались еще долго. Фирма Байгушикова купила другой кран, поскольку у него были свои обязательства перед клиентами. С большими усилиями Рауан поставил фирме Байкушикова погрузчик, но вопрос с автокраном завис. С тех пор решалы из Arman Constraction перестали отвечать на звонки предпринимателя, и он в очередной раз прилетел в южную столицу. Но проблема с поставкой спецтехники так и не решилась. Выслушав очередную порцию заверений, Руслан уехал.

- Вдруг звонок от Баша: ваша техника стоит на СВХ в пригороде Алматы, решаем вопрос с таможней, на днях можете заказывать трал. Радости не было предела! Я попросил друга Махамбета нанять трал и загрузить кран. В это трудно поверить, но трал мы заказывали трижды, а крана так и не увидели. Прилетев за ним в очередной раз, я поставил вопрос ребром и услышал от Рауана: мол, с краном возникли проблемы в Китае. Баш лишь сказал, что передает мне то, что ему поручает Рауан. Я прямо спросил: вы хотите меня обмануть? Рахманкулов заверил, что выполнит условия нашего договора и вместо крана готов привезти мне три грузовика. Подсчитали: разница составляла пять тысяч долларов. И я согласился выплатить ее после оформления дорожной техники. Возникла дебиторская задолженность на фирме, я был готов получить грузовики, цемент, песок - словом, все, что мог бы продать и внести в кассу 82,5 миллиона тенге - остаток от общей суммы за вычетом стоимости погрузчика! - едва сдерживает эмоции Руслан.

Ему пришлось еще раз прилететь в Алматы. Евгений попросил выбрать один из трех обещанных Рауаном грузовиков. Встретились на СВХ, Руслан сделал несколько фото спецтехники, VIN-код грузовика, на кабине заметил наклейку с логотипом Arman Constraction. К слову, эту технику, обещанную Байгушикову, дельцы умудрились “продать” фирме из России, фактически грузовик был оформлен совсем на другого человека…

В один из осенних дней Байгушикову позвонил Руслан ОСПАНОВ, бизнесмен из Костаная. Он тоже прилетел в Алматы за своей спецтехникой - Arman Constraction получил от него пред­оплату за тягач и автоприцеп. Оспанов показал документы: 11 миллионов 188 тысяч тенге он перечислил за две единицы спецтехники, фирма-поставщик сделала расчет - рассрочку на 35 месяцев. В сумму включили комиссию, как это делают лизинговые компании. Как говорится, гладко было на бумаге.

Вскоре появились новые жерт­вы обмана, и предприниматели Байгушиков, Оспанов, Эльдениз МАМЕДОВ, Ержан АБДУЛЛИН и Нурбота ОРАЗБЕКОВ написали коллективное заявление на имя прокурора Алматы Берика ЖУЙРИКТАЕВА. Возбудили уголовное дело по факту мошенничества в особо крупном размере. Общий ущерб предпринимателям превысил 200 миллионов тенге. Словом, маховик следствия стал набирать обороты.

Грузовик с этим VIN-кодом дельцы умудрились одновременно “продать” сразу нескольким клиентам.

Когда начались очные ставки, Рауан, видимо понимая все правовые последствия, начал рассчитываться частями. Оспанову вернул по курсу в долларах, Мамедову перечислил пять миллионов тенге, Байгушикову в качестве залога предоставил три авто - примерно на 82,5 миллиона тенге. Как уверяет Руслан, Рахманкулов особо подчеркнул: максимум через пару недель он вернет всю сумму и заберет свои машины обратно. На том и порешили.

- После очных ставок Рахманкулов позвонил: он собрал 40 миллионов тенге и готов передать наличными. Я настаивал на том, чтобы деньги он перечислил на счет нашей фирмы, так как оплата за технику была безналом. Это сейчас я стал понимать, что была попытка провокации - убедить меня взять деньги наличными, а потом заявить о вымогательстве. Вскоре Рауан и его партнеры обвинили меня в вымогательстве, - разводит руками Руслан.

Дальше еще интереснее. Очередное заявление они написали на следователя Бостандыкской полиции, якобы он принял участие в вымогательстве. Одна из залоговых машин вскоре стала вещдоком. Как выяснилось, Рауан купил супруге 200-й “ланд-крузер”, но с автосалоном не рассчитался. По заявлению собственника джипа в Алатауском РУП Алматы начато досудебное расследование. А уголовное дело по заявлению Байгушикова и Оспанова Бостандыкское РУП вовсе прекратило.

- Я в шоке! После того как наша жалоба на прекращение дела была отклонена прокурором Бостандыкского района, я записался на прием к зампрокурора Алматы Нурлану АУГАНБАЕВУ. Он особо отметил, что при регистрации новых фактов мошенничества, совершенных указанными лицами, постановление о прекращении дела Рауна и его подельников подлежит отмене с объединением в одно производство всех заявлений. Уголовное дело по коллективному заявлению Мамедова, Оразбекова, Абдуллина возбудили, также в деле имеется заявление российской компании “АКВА-УГЛЕРОД” на сотрудников Arman Constraction. Как выяснилось, официальный представитель этой фирмы написала заявление на имя начальника ДП Алматы Арыстангани ЗАППАРОВА с просьбой привлечь сотрудников Arman Constraction к ответственности за мошенничество. Они готовы были поставить россиянам грузовик, который обе­щали мне, завладели 4 375 650 рублями (по тому курсу 32 817 375 тенге).

Но поданное мной и Оспановым первое заявление в полицию - сначала мы написали вдвоем, а когда появились новые потерпевшие, все вместе подали отдельную коллективную жалобу в прокуратуру - до сих пор не возобновили. Считаю, дело умышленно волокитят, чтобы выгородить мошенников. В республиканском еженедельнике я нашел статью о Масимовой: несколько лет назад ее осудили за мошенничество на 167 миллионов тенге. В газете “Время” была опубликована статья “В тени Хоргоса” - там речь, в частности, о Рахманкулове: его приговорили к длительному сроку за посредничество в даче взятки и экономическую контрабанду! Я привык называть все своими именами! - резюмировал Байгушиков.

Когда верстался номер, стало известно, что Руслан Байгушиков отправил жалобы в администрацию президента, Генеральную прокуратуру, антикоррупционную службу, МВД и КНБ с просьбой взять ход следствия на личный контроль. Помимо прочего он пишет о том, что “потерял веру на объективное расследование и разбирательство по существу в г. Алматы, связанное с незаконным прекращением уголовного дела, волокитой и попытками превратить его из потерпевшего в подозреваемого лишь на основании голословных заявлений ранее судимых лиц”.

Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть