3829

Диагноз: отсутствие информации

В Восточном Казахстане осудили врача, который во время забора костного мозга воткнул иглу пациенту в сердце. За ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей могут привлечь и сотрудников другого медучреждения, в котором недавно скончались роженица и младенец.

Диагноз: отсутствие информации
В центре матери и ребенка недавно погибли роженица и младенец. Ведется следствие.

- Вы правда хотите об этом написать? - искренне удивлялся главный врач одной из больниц Усть-Каменогорска, когда журналисты попросили его рассказать об уникальной операции, проведенной в учреждении. - Вам бы ведь только о плохом писать...

В отсутствие пресс-службы у облздрава медицинские организации пиарят свою деятельность сами. В Восточном Казахстане практически у каждого крупного медучреждения есть для этого своя страница в соцсети. Например, в областной больнице провели сложную операцию на сердце. А в онкоцентре устанавливают новое оборудование для лучевой терапии. Однако об этом мало кто знает.

Областную больницу показывали столичным чиновникам как одно из ведущих медучреждений.

Чтобы о новых современных методах выявления и лечения болезней имели представление не только пациенты, но и медики в селах, об этом надо говорить! К примеру, медработники семейной врачебной амбулатории одного из сел с удивлением узнали от пациента, что в онкоцентре существует виртуальная колоноскопия. И на эту менее болезненную процедуру, чем традиционная, оказывается, можно попасть бесплатно по направлению участкового врача.

Об отрицательных сторонах сферы здравоохранения тоже надо говорить. Опять же, отчасти с той целью, чтобы медики учились на ошибках коллег. Взять, к примеру, инцидент, случившийся в 2019 году в областной больнице. Туда поступил пациент, которому требовалась диагностика заболевания крови, в том числе острого лейкоза. Врач, осмотревший мужчину, принял решение взять пункцию из грудины. Но что-то пошло не так. Одному богу теперь известно, как гематолог, который наверняка делал эту процедуру не один раз, мог воткнуть иглу глубже, чем надо. Врач закончил манипуляцию и отпустил пациента. Мужчину отправили на консультацию в другую больницу. Там ему стало плохо, и он умер.

В суде доктор заявил, что вину с себя не снимает и доказательства не оспаривает. Его признали виновным по части 3 статьи 317 Уголовного кодекса (“ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским работником, повлекшее по не­осторожности смерть человека”) и назначили два года лишения свободы условно. В течение трех лет врач не может заниматься медицинской деятельностью в области гематологии.

Кстати, по этой же статье могут привлечь и медиков областного Центра матери и ребенка. Недавно там произошло ЧП: умерли роженица и младенец. По версии родственников погибшей женщины, если бы ей вовремя сделали кесарево сечение, исход был бы совсем другим. В департаменте полиции сообщили, что наряду с досудебным расследованием в центре проводится внеплановая проверка.

Во многом поучительна история другой беременной женщины, которая, к счастью, обошлась без трагедии. Жительница Усть-Каменогорска обратилась в частную клинику, чтобы удостовериться, что находится в положении. После УЗИ пациентке выдали заключение: замершая беременность. Женщина через несколько дней пошла в другую частную медорганизацию, где гинеколог, кстати, с большим стажем работы, поставил ей такой же диагноз и выдал назначение на подготовку к аборту. Женщина два дня принимала антибиотик и противомикробный препарат, а потом, прислушавшись к своему организму, заподозрила, что врачи ошиблись с диагнозом. Горожанка пошла в третью клинику, где ей сказали, что все в порядке: сердцебиение у плода есть.

Молодые родители впоследствии обратились в суд, который пришел к выводу, что вина лежит именно на гинекологе, который неверно поставил диагноз. С мед­организации, где он трудится, в пользу истицы взыскан материальный ущерб и компенсация морального вреда - всего больше 300 тысяч тенге.

Кстати, ежегодно в Казахстане по статье 317 заводится порядка 300 уголовных дел. Зачастую они касаются хирургов, акушеров-гинекологов, травматологов и анестезиологов. Такие факты за 2017-2020 годы проанализировали в Минздраве в рамках разработки законопроекта “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам здравоохранения”.

В 2020 году, выступая на заседании нацсовета общественного доверия, глава государства сказал, что нужно проанализировать целесообразность привлечения медиков к уголовной ответственности. По его мнению, ответственность за жизнь и здоровье пациентов должна быть административной и гражданско-правовой, как в развитых странах. Вместе с тем разработчики проекта надеются, что отраженные в нем меры среди прочего скажутся и на повышении статуса медработника. Но каким образом он повысится, пока не ясно.

Вот простой пример. По словам сотрудников областной станции скорой помощи, которая находится в Усть-Каменогорске, сейчас медики работают на износ. Постов в сутки действует гораздо меньше, чем требуется, но официально это никто не подтверждает.

- На вызовах нас часто упрекают: “что вы так долго?”, “пока вас дождешься, сдохнуть можно!”. Вот вам и имидж… Каждому же не объяснишь, что мы, рядовые работники, здесь ни при чем, - на условиях анонимности поделился фельдшер станции скорой помощи.

В общем, хочется, чтобы законотворцы спустились с небес на землю. Проанализировали не только уголовные дела, но и проблемы здравоохранения каждого конкретного региона. А об этих проблемах спрашивали не у главврачей, у которых зачастую “все хорошо”, а у тех, кто на передовой. И сделали так, чтобы эти самые передовики не боялись потом карательных мер со стороны руководства.

И еще. В то время как на разных уровнях говорят о правовой незащищенности медиков, сами врачи массово отстаивают свои права на элементарное - вознаграждение за труд. Пусть даже речь идет не о зарплате, а о ковидных надбавках. Те же работники “скорой” подали на КГП коллективный иск, который приняли на рассмотрение в Усть-Каменогорском городском суде. Истцами выступают больше 120 человек.

Многие медики, переболевшие КВИ в 2020 году, как уже сообщала наша газета, так и не получили положенные им выплаты. И в ряде случаев просто потому, что руководство не подало о них сведения в комиссию! А сейчас, когда эти врачи обращаются в суд, им заявляют, что поезд ушел: правила о назначении ЕСВ отменили...

Елена СУПРУНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть