4411

Здесь была река?..

Актюбинские “зеленые” не против планов властей по очищению водоемов и территорий от вредоносных веществ, но требуют качественного содержания экопроектов.

Здесь была река?..
Загрязненная река Илек протекает через Казахстан и Россию.

Проблема загрязнения Илека, самой крупной реки Актюбинской области, давняя и хроническая. Трансграничная река, протекающая по территории Казахстана и России, шокирует высоким содержанием бора и шестивалентного хрома. Уровень загрязнения подземных вод реки во много раз превышает предельно допустимые концентрации (ПДК).

- Загрязнение происходит из-за утечек технологических растворов с территории Актюбинского завода хромовых соединений, а также в результате фильтрации стоков из шламовых прудов, - говорит заместитель руководителя департамента экологии Актюбинской области Ерболат КОЖИКОВ. - Еще один очаг загрязнения возник в результате использования загрязненных хромом подземных вод из водозабора Актюбинского завода ферросплавов для водоснабжения Актюбинской ТЭЦ.

Чем ниже уровень воды в Илеке, тем выше уровень его загрязнения. А воды в реке, по словам организатора волонтерского движения “Спасем реки Актобе” Петра МУРАШКЕВИЧА, в отличие от предыдущих лет не так много.

- Шестивалентный хром - опасное токсичное вещество, способное вызывать онкологию, анемию, астматический бронхит, контактные дерматозы и прочие заболевания, - говорит академик, доктор медицинских наук, специалист в области промышленной токсикологии Арстан МАМЫРБАЕВ. - А еще не стоит забывать, что загрязненная хромом вода впадает в Урал.

Чтобы предотвратить самые страшные перспективы, семь лет назад за счет республиканских средств местные власти предприняли попытку избавить Илек от хрома. Для этого был выделен 881 млн тенге. В качестве эксперимента решили взять один из опытно-промышленных участков с подземными водами общей площадью 80 га. Применили сульфат закисного железа.

- Реагентный метод очистки оказался высокоэффективным. Но, к сожалению, проект не получил дальнейшего продолжения, - говорит Ерболат Кожиков. Причины не называются. В итоге в 2016 году ПДК по хрому были в 2,6 раза выше, а в 2018-м - уже в 4,7 раза.

Что касается загрязнения Илека бором, то в этом повинен бывший Алгинский химзавод. Предприятия уже давно нет, зато оставшиеся от него шламонакопители до сих пор продолжают вредить природе. Когда-то в эти отстойники завод сливал свои стоки, а они находились в непосредственной близости от Илека и к тому же не имели противофильтрационного экрана. Так что бор и сейчас попадает в реку.

К примеру, если в 2011 году максимальная кратность по бору превышала предельно допустимые концентрации в 58,3 раза, то в 2018-м - уже в 78,2.

В этом году должны были начаться работы по извлечению грунта из шламонакопителей, а также по ликвидации отходов бывшего Алгинского химзавода в объеме 730 тысяч тонн. На избавление от остатков суперфосфата, борной кислоты, серного колчедана, серы, апатита, ванадиевого катализатора и пиритного огарка предусматривалось 7,8 млрд тенге. Все это “добро” десятки лет лежало под открытым небом, разносилось ветром по округе, проникало в почву, расширяя ареал загрязнения, а также попадало в Илек.

Однако местные “зеленые” в лице ОО “Эко Камкор” раскритиковали методы перезахоронения отходов, предложенные Министерством энергетики и государственной вневедомственной экспертизой проектов.

- Вся затея с перезахоронением может навредить и экологии, и самим алгинцам, и бюджету, - говорит консультант ОО “Эко Камкор” Каиркул ЖУБАТКАНОВ.

Дело дошло до Верховного суда, который пару месяцев назад признал, что при разработке рабочего проекта не были учтены принципы экологической безопасности. В результате проект свернули, так и не начав.

Что делать с отходами бывшего химзавода, как и с шламонакопителями, неизвестно. В департаменте экологи возмущены, что “зеленые” не предложили альтернативы. Сами экоактивисты не скрывают: нужен принципиально новый проект, причем разработать его должны ответственные лица, а они лишь могут со своей стороны поддержать его или подвергнуть сомнению.

Впрочем, загрязняют Илек не только химвещества, но и городские сточные воды и комплекс очистных сооружений (КОС) Актобе, находящийся в аварийном состоянии.

- КОС ввели в 1981 году. За это время он уже устарел. Сейчас очистка стоков на КОС составляет 50-60 процентов, - говорят в департаменте экологии.

Разработано технико-экономическое обоснование модернизации КОС, который после всех необходимых работ будет доводить уровень очистки до показателей воды рыбохозяйственного назначения. Помимо этого уже имеется проектно-сметная документация модернизации КОС производительностью 100 тысяч кубометров в сутки. Стоимость проекта составляет 16,9 млрд тенге. Его реализацию планируется начать уже в этом году. Также ведутся переговоры с инвесторами для строительства новых КОС.

- На первый взгляд, проблема решается. Но мы, как общественники, не перестанем наблюдать за прозрачностью и качеством исполнения всех проектов по улучшению окружающей среды. Особенно пристально будем следить за состоянием реки Илек, чтобы проблема водоема не приобрела чрезвычайного характера, что не исключают сами экологи, - говорит Петр Мурашкевич.

Акмарал МАЙКОЗОВА, фото Абылая НАЖМАНОВА, Актобе

Поделиться
Класснуть