Дайте воздуха глоток!
Депутаты бьют тревогу - в Казахстане нет ни одного города, где жители могли бы безопасно дышать полной грудью. Предельная концентрация вредных веществ в воздухе превышает нормы. О том, почему казахстанские мегаполисы напоминают кочегарки и как можно избавиться от смога, вчера на пленарном заседании мажилиса рассказал депутат Кенес АБСАТИРОВ.
Парламентарий обратился с запросом на имя министра энергетики Каната БОЗУМБАЕВА. Он напомнил, что за годы независимости принято три концепции экологической безопасности, направленные на сохранение экосистем в условиях интенсивного развития производственных мощностей.
- Если раньше о проблеме смога, накрывавшего города черным туманом, мы узнавали лишь из зарубежных новостей, то сегодня с ним и его ядовитым запахом, особенно в отопительный сезон, воочию знакомы жители Алматы и Усть-Каменогорска, Темиртау и Нур-Султана, Шу и Караганды. В целом на сегодня в Казахстане пять городов имеют высокую степень загрязнения: Алматы, Экибастуз, Петропавловск, Аксай, Шу и девять городов - очень высокую: Атырау, Усть-Каменогорск, Балхаш, Темиртау, Караганда, Жезказган, Актау, Нур-Султан, Актобе, - заявил Абсатиров.
Тем не менее, отметил он, службы контроля атмосферного воздуха крайне редко сообщают о превышении предельной концентрации вредных веществ (ПДК). Да и сами нормы ПДК в нашей стране явно отстают от международных стандартов. Так, среднесуточная ПДК мелкодисперсной пыли, принятая в Казахстане, составляет 0,35 миллиграмма на кубический метр против 0,25 мг/м3, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения.
- Если смотреть на международные стандарты, то в перечень экологически грязных городов попали бы не четырнадцать, а практически все города Казахстана, имеющие даже не промышленные предприятия, а обычные ТЭЦ, - обнажил проблему депутат.
Одной из причин такой ситуации, по его мнению, является отсутствие в Экологическом кодексе норм, стимулирующих природопользователей заботиться об окружающей среде.
- По утверждению экспертов, предприятиям порой выгоднее заплатить штраф за превышение выбросов, чем устанавливать современное очистное оборудование. С другой стороны, у самих предприятий остаются вопросы, куда деваются ежегодно растущие экологические платежи, если не на содействие защите экологии, - сказал Кенес Абсатиров.
Он привел примеры борьбы с загрязнением воздуха в мире: увеличение площади зеленых насаждений, использование беспилотников, распыляющих химикаты для ускорения процесса оседания вредных веществ, создание воздушных коридоров, по которым грязный воздух выходит из города. Но основными методами борьбы с выбросами в городах, подчеркнул мажилисмен, остаются жесткие требования к стационарным источникам, в первую очередь к предприятиям теплоэнергетики.
Показательным назвал Абсатиров процесс модернизации энергообъектов в Красноярске, где на ТЭЦ-1 планируется установить электрофильтры со степенью очистки 99 процентов, позволяющей снизить количество выбросов от станции в три-пять раз. А внедрение метода дожигания топлива на тамошней ТЭЦ-2 позволяет снизить вредные выбросы до 50 процентов.
Депутат предложил привести нормативы предельной концентрации вредных веществ в воздухе в соответствие с рекомендациями ВОЗ. Наряду с этим в разрабатываемом Экологическом кодексе, по словам Абсатирова, необходимо предусмотреть меры экономического стимулирования природопользователей, применяющих инновационные меры по охране окружающей среды.
Лэйла ТАСТАНОВА, Нур-Султан