Водитель, нажми на тормоза
В Алматы разработали концепцию нулевой смертности на дорогах. Один из пунктов, который точно не понравится автомобилистам, - снижение разрешенной скорости движения на 10 км/ч
Называется концепция Vision zero Almaty, на ее реализацию отведено три года: с 2019 по 2021-й включительно. Это не наше изобретение, подобные программы действуют во многих городах и даже странах. В Швеции, например, за 20 лет внедрения стратегии количество ДТП снизилось наполовину. В документе семь основных направлений, о некоторых из них мы поговорили с руководителем центра урбанистики АО “Центр развития Алматы” Натальей ЛИВИНСКОЙ (на снимке).
- Уточните, когда вы планируете принять этот документ?
- Сразу хочу сказать, что это концепт, который действительно пока не принят. Писали его не только мы. Это совместная работа нескольких управлений - акимата Алматы, полиции, транспортного холдинга, ТОО “Алматыэлектротранс”. Все структуры, так или иначе задействованные в реализации, знают, что предстоит сделать. Мы рассчитываем, что Vision zero Almaty будет принята в ближайшее время. Точную дату не скажу, но надеюсь, что это произойдет весной. Примерно две недели назад мы презентовали ее активным алматинцам, экспертам, которые разбираются в теме градостроительства, развития системы общественного транспорта и городских пространств и пишут на эту тему. Нам было важно получить обратную связь от представителей общественности. У них были замечания и пожелания, которые мы учли. Поэтому в каких-то пунктах документ может меняться, но основные направления и шаги останутся. Как вы видели, концепция должна быть реализована в течение трех лет.
- В том-то и дело, что всего три года. Времени мало, а планы, как всегда, грандиозные. Когда я читала концепт, чаще всего у меня возникал один вопрос: как они собираются это делать? В документе есть иллюстрации, на которых показано, как от улицы, заставленной машинами, перейти к пространству для пешеходов и велосипедистов. На рисунках все прекрасно, а в жизни... Как будете это делать? У нас же не все улицы широкие, как проспект Абая например.
- У нас как раз таки широкие улицы. Вспомните проспект Жибек жолы перед Зеленым базаром. Было четыре полосы для движения автомобилей, стало три плюс велосипедная дорожка.
- И? Вы везде будете действовать по этому принципу?
- Не везде. Но там, где будет такая возможность, где будет разработана нормальная схема велосипедных дорожек (это, кстати, уже делается), это можно реализовывать. Поверьте, такая ситуация характерна для всех городов, в которых начиналась реализация концепции Vision zero. Как правило, ширина одной полосы для движения автомобилей 3,5 метра, у нас доходит до 3,7. Поэтому в одном ряду и могут ехать две машины. Мы для кого строим? Кому отдаем место? Город - это люди. Нужно менять эти приоритеты.
- То есть вы будете просто забирать под тротуары и велодорожки часть автомобильных дорог?
- Да. Тротуары останутся там же, где они были, но на них больше не будет велодорожек.
- Наталья, нельзя сделать так, чтобы было всем хорошо: и пешеходам, и автомобилистам, и велосипедистам?
- И так всем хорошо. Была проезжая часть четыре метра, ее сузят до трех. Неужели машины там не поместятся?
- А пробки? Экология?
- Так вот именно про экологию мы и говорим.
- Но ведь нет такого, чтобы люди массово продавали свои автомобили и пересаживались на общественный транспорт. И понять их можно: вы сначала сделайте так, чтобы автобусы и троллейбусы стали реальной альтернативой машине, а потом вводите различные ограничительные меры.
- Да, очень важно сделать хороший общественный транспорт, который станет альтернативой автомобилю. Поэтому мы и говорим в концепции, что нужно его развивать. В городе начинает работать новая транспортная модель. Это кропотливый, сумасшедший труд, когда каждую минуту специалисты фиксируют и забивают при помощи специальных программ всевозможные данные о том, как ведет себя город.
- Вы сами говорите, что это сложная система. А мы до сих пор не можем решить простейшие вещи: разместить на остановках точную информацию о графике и интервале движения автобусов и троллейбусов, ввести наконец обещанную бесплатную пересадку в общественном транспорте. Может, с этого начать?
- Я могу провести аналогию с часовым механизмом: он долго работает, и в какой-то момент тебе нужно перекрутить его в обратную сторону. Согласитесь, сделать это очень сложно. А мы в начале этого перекручивания. Да, хочется простых вещей. Но пока мы не проанализируем ситуацию глобально, не получим все данные, не сможем кардинально поменять систему, в том числе и общественного транспорта. Когда вся эта работа будет проделана, тогда появится точный график. Давайте это четко понимать.
- Мы так давно говорим обо всех этих изменениях... Потому у горожан и возникают вопросы к реализации проектов, которые затевает акимат.
- Слушайте, ну вы что, быстро готовите еду? За пять минут?
- Не за пять. Но дело ведь не в том, быстро я готовлю или нет, а в том, как я это делаю. Это и есть вопрос реализации проектов.
- Я не хочу кого-то оправдывать, говорить, что все хорошо или плохо. Но есть четкое понимание, что нужно менять наш город. И мы это делаем. Это путь проб и ошибок. Я хочу, чтобы все понимали: никто не будет внедрять концепцию, о которой мы говорим, одним махом, будем действовать постепенно, понимая, что работает, а что нет. Да, людям сложно это принимать. Они не готовы к большим изменениям, нужен какой-то период для того, чтобы все это воспринимали. Начнем потихоньку, с самых аварийных участков. И еще раз: наша цель не выдавить автомобилистов, не ущемить их права, а обезопасить пешеходов.
- Какие изменения алматинцы заметят сразу?
- Есть карта департамента полиции по количеству ДТП в Алматы. Если посмотреть на нее, то сразу видно, что практически все случаи гибели пешеходов происходят на больших, широких перекрестках. У нас их 72. Будем выезжать на каждый из них и на месте смотреть, как правильно перепроектировать перекресток, чтобы он стал более безопасным. Делать антикарманы (специальные заезды. - О. А.) для автобусов, производить санобрезку деревьев так, чтобы они не загораживали знаки и светофоры, перемещать билборды, мешающие обзору, перечерчивать зебры. На некоторых перекрестках появятся островки безопасности. Думаю, что это тоже сначала может вызвать непонимание. Но они необходимы пешеходам, которые не успевают переходить широкую проезжую часть. Вся концепция Vision zero, не только алматинская, но и мировая, базируется на том, что каждый участник дорожного движения может ошибиться. Вот посмотрите (Наталья показывает мне статистику гибели пешеходов на дорогах Алматы. - О. А.). Да, общее количество погибших постепенно снижается, но обратите внимание на динамику смертности детей: в 2018 году по сравнению с 2017-м погибло на три ребенка больше. Нужно об этом задуматься.
- Да, проблема есть, и ее нужно решать. Но когда я заявляла этот материал на планерке и упомянула, что одна из мер - снижение в городе разрешенной скорости (там, где сейчас можно ехать 60 км/ч, - до 50 км/ч, где стоит знак 40 км/ч - до 30 км/ч), прозвучала реплика: а они не хотят просто взять и расстрелять всех автомобилистов?
- Нет, не хотим.
- Но ведь вы понимаете: как только вы объявите о мерах по снижению скорости, тут же последует такая реакция.
- Понимаем.
- Тогда как вы будете это делать: одномоментно, постепенно от одного района к другому, приучая людей к нововведениям?
- Точно не скажу, но это не произойдет одномоментно. Вот проснулись алматинцы утром, а по всему городу стоит ограничение 50 и 30 км/ч - такого не будет. Когда мы примем концепцию, сначала будем анализировать ситуацию. Например, выясним, какое поведение характерно для водителей на тех или иных улицах. Посмотрим, где эти меры нужны в первую очередь, где они будут эффективны. У нас есть цифры: до 2015 года скорость движения по улице Саина составляла 60 км/ч, за два года там погибли восемь человек. Когда скорость увеличили до 80 км/ч, за последующие два года там оборвалась жизнь уже десяти пешеходов. Есть данные ВОЗ, которая проводила исследования в разных странах: там, где снижается предельная скорость движения транспорта, ДТП сокращаются от 8 до 40 процентов. Мы не делали расчетов по Алматы, но есть международная статистика и четкое понимание: для безопасности в городе нужно снижать скорость. Правда, я могу понять, почему у людей эти меры вызывают сопротивление, сама водитель в прошлом. Не езжу за рулем уже полтора года. Буду честна, не скажу, что специально пересела: машина сломалась, я ее продала и не стала покупать другую. Сейчас хожу пешком, езжу на метро или самокате.
- Не страшно на самокате?
- Иногда бывает. Да, езжу только по Шевченко и по другим протоптанным улицам. Не скажу, что все идеально, есть свои минусы. Но нам нужно улучшать инфраструктуру, менять город и правильно расставлять приоритеты.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы