Жизнь дороже оценок
…На пробном ЕНТ она получила низкий балл по математике. Для нее это была трагедия: дома ждал скандал. Родители будут говорить про позор всей семьи из-за безграмотной дочери, которая даже не сможет получить грант для дальнейшей учебы в вузе. И она решила, что лучше всего будет покончить с собой.
Ее одноклассницы потом рассказали, что родители держали дочь в ежовых рукавицах, ругали, даже оскорбляли, если, не дай бог, что-то пойдет не так, как они планировали. Они и после смерти дочери недоумевали и, вытирая слезы, все пеняли на ЕНТ, потому что “все у нее было”.
Может, все, кроме доверия к маме и папе и их к ней уважения.
Хотя никакой записки ученица средней школы Макатского района Атырауской области не оставляла. По рассказам одноклассниц, она не раз говорила, что покончит с собой в случае неудачи на Едином национальном тестировании. К сожалению, кроме этих девочек, ту несчастную никто не услышал. Ни школьный психолог, ни мама с папой…
У Айгуль (имя по этическим соображениям изменено. - Н. Ш.) были хороший компьютер, дорогой мобильник, даже два, одежда известных лейблов, лучшие репетиторы, мотоцикл, а в случае удачной сдачи ЕНТ папа сулил машину.
- Зачем вообще нужны эти ЕНТ, - всхлипывает в трубку отец погибшей несовершеннолетней. - Только детей гробят. Не надо такие эксперименты устраивать над детьми. Нашего случая, что, мало?
Папа - трудоголик, всего себя отдает работе, чтобы его дети ни в чем не нуждались. Мама тоже трудится пять дней в неделю, а по выходным работает дома.
- Сейчас я понимаю, что надо было обязательно выкраивать время для дочки, - сказала женщина, как только успокоилась после нашего звонка. - Надо было самой с ней заниматься, а не нанимать репетиторов. Надо было самой с ней ходить и покупать вещи, а не помощницу с дочкой посылать… Почему, почему я только сейчас это поняла? Почему?..
К сожалению, случай с суицидом школьницы в Макатском районе, как рассказывают психологи, очень показателен для Атырауской области. В последнее время многие родители просто откупаются от детей, требующих внимания: приобретают современные гаджеты, позволяют им все время пропадать в Интернете, дают деньги на всевозможные курсы, занятия, развлечения. Лишь бы только не приставали к ним и не мешали заниматься своими делами.
Но мамы с папами в большинстве своем забывают о самом главном - простом общении со своим ребенком. Разве подросток, который доверяет своим родителям, может поделиться с ними переживаниями и уверен, что его любят, невзирая на оценки и баллы ЕНТ, будет помышлять об уходе из жизни? ЕНТ здесь не причина, а лишь индикатор проблемы. Кроме ЕНТ в жизни будет еще очень много сложных испытаний, и человек с юности должен обрести душевную опору и внутренний стержень, чтобы их преодолеть.
Если раньше в регионе случаи подросткового суицида связывали с тем, что не во всех школах есть психологи, то теперь, когда ими, по информации гороо, снабжены все без исключения общеобразовательные школы, а в некоторых работают даже по два специалиста с дипломом психолога, проблема все равно остается.
По данным Атырауского областного центра формирования здорового образа жизни, 18 попыток подросткового суицида было зарегистрировано в регионе в этом году. В восьми случаях несовершеннолетних, решивших свести счеты с жизнью, спасти не удалось.
А ведь можно было! Если бы специалисты образования и здравоохранения не протирали штаны на заседаниях, а реально действовали. А то в одном только Курмангазинском районе было проведено четыре сотни (!) профилактических мероприятий, однако с января по октябрь 2015 года покончили жизнь самоубийством три школьника.
По мнению магистра психологии Нелли КУЛИКОВСКИХ, большим вопросом остается профессионализм школьных психологов:
- Сегодня Атырауский государственный университет имени Х. Досмухамедова не выпускает квалифицированных спецов, вот с чего можно начать проблему роста подросткового суицида.
Не дает нужных знаний, по словам магистра психологии, и институт повышения/переобучения квалификации учителей.
Преподаватель со стажем, психолог Раиса БИТКОВА считает, что работать нужно в первую очередь... со взрослыми.
- Извините, но есть в Атырау такие школы, в которых не ученикам нужны психологи, а преподавателям. Сейчас некоторые учителя с нервами не дружат. Уверена, что, если поднимать тему подросткового суицида, следует провести психологическую работу с самими преподавателями. Плюс, конечно, нужно повысить квалификацию психологов в школах. Я знаю таких специалистов, которые просто получают зарплату, никакой работы с детьми не ведут, не знают вообще, как нужно работать психологу. А еще всем учителям - психологам, биологам, физикам - нужно просто с любовью относиться к детям. Тогда никаких суицидальных мыслей не будет.
Независимый психолог-консультант Александра ВАКУРОВА сообщила нам, что в некоторых учебных заведениях интернатного типа детей в психологическом плане спасают больше волонтеры, нежели психологи. Простое человеческое общение со сверстниками или чуть старше помогает ребятам почувствовать поддержку.
- У девушек и юношей до 20 лет хоть раз проскальзывает мысль покончить с собой, - сообщает собеседник. - Из-за учебы ли, неразделенной любви, отношений с родителями - по разным причинам, но бывает. Ошибочно думать, что только определенный тип личности способен на это. Любого человека можно довести до самоубийства. Единицы доводят мысль до действия, так как у большинства находятся ресурсы, чтобы преодолеть такое желание. С учетом того, что психика подростка нестабильна, самооценка неустойчива, они могут сделать что угодно на определенном эмоциональном фоне. Если подросток не получил поддержки от друзей, психологов, учителей, он просто обязан быть принят и понят родителями. Если и там он не получает поддержки, он видит только один выход. Поэтому очень важно говорить с ребенком. Важно заслужить его доверие. Не ставьте ему завышенные требования, воспринимайте его как взрослого, позволяйте ему быть уверенным в себе, давайте ему ощущение безоценочной любви и как можно чаще разговаривайте с ним. Тогда ребенок начнет раскрываться, и вы сможете ярче видеть картину его внутренних переживаний, помогая ему преодолеть трудные ситуации.
Если сложно начать налаживать контакт с ребенком, идите вдвоем к психологу, отбросив все сомнения, мысли о том, что справитесь сами или что это позорно. Психолог не просто снимет напряжение, которое накопилось у вас обоих, но и подскажет, как дальше вам общаться - открыто и доверительно. В любом случае обращения к грамотному специалисту подросток вылезает из своей скорлупы и понимает, что мир - он на самом деле добрее.
Как понять своего ребёнка?
Советы психолога Александры ВАКУРОВОЙ
Ребенок может сообщать о задуманном суициде разными способами:
- его разговоры, записи, рисунки выражают одержимость смертью;
- он жалуется на то, что он плохой или “гнилой внутри”;
- у него проскальзывают вербальные намеки: “Лучше бы я умер!”, “Не хочу больше быть для тебя проблемой!”, “Нет смысла”, “Больше не увидимся”.
Тревожными признаками могут быть:
- отдаляется от друзей или семьи, изменяется аппетит, сон или внешний вид;
- все свои дела приводит в порядок, например, убирает любимые игрушки, приводит свою комнату в порядок, выбрасывает необходимые вещи;
- не проявляет интереса к любимым занятиям и к будущему вообще;
- внезапно меняет настроение, например, пребывает в состоянии радости после периода депрессии (возможно, что таким образом находит выход из ситуации);
- попытка самоубийства одноклассника, друга или кумира может дать импульс к совершению суицида: один случай провоцирует другого человека, который уже находится на грани.
Надежда ШУМИЛИНА, Атырау