1182

Ковры есть - нужны стены!

Музей в подвале многоэтажного дома открыла известная исследовательница и коллекционер казахских ковров Дана БЕКТАЕВА. Иной возможности сделать доступной для публики хотя бы часть своей уникальной коллекции у нее, увы, пока нет.

Ковры есть - нужны стены!

Пятый год собирательница продвигает идею открыть в Казахстане первый музей ковров, но пока поддерживают ее только многочисленные подписчики и почитатели. Между тем в ее обширной коллекции сегодня больше тысячи различных тускиизов и сырмаков, а еще древние сундуки и другие предметы быта.

Ковровая тема вошла в жизнь Даны Бектаевой почти 10 лет назад. И хотя она первый коллекционер в своей семье, но отец-историк и бабушка-рукодельница заложили в ней любовь к прикладному народному искусству и исследовательскому делу. Вернувшись после долгого отсутствия в Шымкент, в родительский дом, Дана, что называется, почувствовала силу рода. Ее вдруг отчаянно потянуло к корням, национальным истокам, и хобби превратилось в просветительскую миссию.

Сегодня советская четырех­этажка на улице Иляева, где живет Дана, привлекает внимание многих шымкентцев. Заборы, ворота гаражей и даже ограда детской площадки расписаны в ковровой тематике. Орнаменты в точности повторяют образцы самых редких ковров из коллекции Бектаевой. Кстати, средства на эту роспись собрали подписчики Даны, их у нее больше 12 тысяч. И получился уникальный двор, в который приходишь словно на выставку. Впрочем, сегодня здесь можно увидеть не только ковры нарисованные, но и в деталях рассмотреть настоящие. В начале марта Дана Бектаева вместе с небольшой командой единомышленников объявила об открытии своего частного музея. Все там же: на Иляева, 40.

Вход в этот удивительный музей не сразу заметишь: сбоку на торцевой стороне дома небольшая дверца из камыша. Открываешь ее, спускаешься вниз по лестнице уже с полным ощущением того, что перед тобой пещера сокровищ Аладдина. Признаться, таких уютных подвалов я никогда прежде не видела. Вдоль стен - старинные сундуки, а сверху стопками, словно в богатом доме, сложены ковры. Они здесь повсюду. Хотя самые дорогостоящие экземпляры, жемчужины своей коллекции создательница музея в подвал спустить не решилась.

Вдруг в свете лампы замечаем метущуюся моль и начинаем ловить насекомое в четыре руки. Убедившись, что опасность для шерстяной коллекции миновала, возвращаемся к разговору. Параллельно рассматриваю причудливые орнаменты на коврах: каждый из них здесь можно потрогать, погладить, прикоснуться к тому, что веками создавало не одно поколение искусных казахских мастериц.

- Первое время скупала старинные ковры, которые мне просто нравились, - рассказывает собирательница о начале своей коллекции. - И только спустя время появилась насмотренность: я все больше разбиралась в коврах, ориентировалась уже на добротность, качество, уникальность, возраст изделия. Уже могла отличить ковер с запада от ковра восточного.

За годы коллекционирования Дана Бектаева стала не только искусствоведом, но и прекрасным логистом, выстроив целую цепочку по поиску и доставке новых экземпляров своей коллекции. В поисках ковровых шедевров ездила по аулам, добираясь до самых отдаленных, встречалась с мастерицами-ткачихами, сохранившими древнее ремесло. Коллекция в итоге собралась знатная: такой в Казахстане больше нет ни у кого, уверено заявляет ее владелица. О стоимости такого уникального богатства страшно спрашивать, тем более что истинный коллекционер никогда не называет цену даже отдельной вещи в своем собрании. Расходы на реставрацию - еще одна весьма затратная статья.

- Скажем так, я потратила на свою коллекцию большие деньги, квартиры продавала ради нее, кредиты брала - не жалела, если вещь действительно стоящая, - признается Дана. - Но еще больше я вложила в нее души, сил, знаний и желания сохранить наше национальное наследие. На сегодняшний день сохранилось очень мало по-настоящему старинных изделий. Есть у меня, к примеру, казахский ковер XIX века. Есть и XVIII века - азербайджанский ковер “борчалы”, относящийся к казахской группе. Его я выкупила у одного американского коллекционера. Есть основания полагать, что это кипчакский ковер. Один из редчайших в моей коллекции ковров называется Абылай хан - его орнамент повторяет узоры на головном уборе хана. Конечно, все это требует более тщательных, научных исследований, но у нас в стране этим толком не занимаются.

Чтобы хоть как-то восполнить эти пробелы, коллекционер стала еще и исследовательницей древнего казахского ковроткачества. Сегодня она буквально “читает” свои ковры и сундуки, объясняя скрытые смыслы их орнаментов. Оказалось, что эти предметы быта не менее информативны, чем письменные источники.

- Глубинные вещи открываю для себя, - признается исследовательница. - Нахожу бесконечные параллели, к примеру, с египетской мифологией. Орнаменты, как язык символов и знаков, один из самых древнейших.

О ее печальном опыте в Туркестане многие наслышаны. Небольшой магазин Дана Бектаева открыла там незадолго до пандемии. Была уверена: в самом древнем городе Казахстана с уникальным памятником тюркской культуры обязательно найдется место и ее старинным коврам. До последнего лелеяла надежду, что будет услышана многочисленными чиновниками города и области, а также Минкульта, куда тоже не раз обращалась с предложением открыть музей. Но в итоге была вынуждена освободить помещение, которое арендовала в печально известном визит-центре в Туркестане, который сотрясают коррупционные скандалы (см. “Путешествие во времени”, “Время” от 5.10.2023 г.).

- Я всем уже набила оскомину, я постоянно слышу, что нет денег, не предусмотрено в бюджете. Но я надеюсь, что меня услышит новая власть в Шымкенте и все же удастся открыть здесь первый музей ковров в стране. По крайней мере, аким города Габит СЫЗДЫКБЕКОВ уже побывал в нашем дворе, видел наши расписные заборы и поручил управлению культуры наладить со мной сотрудничество. Пока это вылилось лишь в предложение организовать еще одну городскую выставку моих ковров, - рассказывает Дана Бектаева, возмущаясь, что чиновники от культуры готовы пользоваться ее коллекцией бесплатно, при этом тратя миллионы из бюджета на помпезные мероприятия.

Ее небольшой музей пока не отмечен ни на одной карте Шымкента, мало кто знает о его существовании, но людская молва непременно сделает свое дело. И в этот подвальчик площадью всего 60 квадратных метров обязательно потянутся любопытные. Стоит ли говорить, каким прекрасным объектом такой музей мог бы стать для туристов! Но Дану Бектаеву, как исследователя и просветителя, в первую очередь заботят вовсе не иностранные гости - ее волнует необходимость сохранения коллекции для будущих поколений. Ведь сегодняшняя молодежь, признается она, не понимает значимости древнего национального искусства, равнодушно проходя мимо. И вот за это ей особенно больно.

Алиса МАСАЛЁВА, фото автора, Шымкент

Поделиться
Класснуть