5116

Путешествие во времени

Закрытыми наглухо дверями встречает сегодня туристов визит-центр Туркестана, который открывали, кстати, как раз для их удобства. Здание обесточено, а записка, приклеенная скотчем, предупреждает: учреждение временно не работает. Мало кто знает, что центр сегодня фигурирует в одном очень странном уголовном деле, а для его возврата в государственную собственность понадобилось поручение президента страны.

Путешествие во времени

Визит-центр в качестве подарка Туркестану строила Жамбылская область. Вернее, реконструировала здание, в котором ранее располагалось общежитие Международного казахско-турецкого университета им. Ясави. История умалчивает, куда переселили живших здесь студентов, да и не о них сейчас речь. В начале 2020 года центр ввели в эксплуатацию, передав на баланс отдела поддержки бизнеса и туризма городского акимата.

- Центр должен был стать своего рода ресепшеном всего Туркестана. Гости города могли получить здесь всю необходимую информацию о достопримечательностях, гостиницах и точках общепита, найти гида, поесть-попить-отдохнуть и купить сувениры, - рассказывает один из первых руководителей визит-центра Ерасыл ТОЛЕБАЕВ, проработавший в этой должности с марта 2020 по июль 2021 года.

 - Всю пандемию мы работали без туристов, пока путешествия были под запретом. Сосредоточились на разработке концепции туризма в Туркестане, встречали высокопоставленных гостей. Арендаторы кофейни и бутиков фактически появились лишь в марте 2021 года, заключив договоры с акиматом.

Тем временем акимат Туркестана передавал визит-центр с баланса на баланс. Так, в августе 2020-го появилось коммунальное государственное предприятие “Центр обслуживания туристов”, и учреждение перешло из госсобственности в коммунальную. Эти юридические тонкости мало кого волновали бы, если бы следом не было принято решение о передаче на баланс КГУ здания, расположенного рядом. Музей, который решено было посвятить наследию Ходжи Ахмеда Ясави, к тому времени был построен компанией BAZIS-А по заказу АО “Samruk-Kazyna Construction”, и его необходимо было срочно пристроить. Большой и пока абсолютно пустой музей передали на баланс небольшого, в общем-то, центра по обслуживанию туристов. А спустя год визит-центр неожиданно снова возвращают в госсобственность лишь с одной целью - выставить его на торги.

И вряд ли эти факты так скоро выплыли бы наружу, не появись в череде сменявших друг друга директоров упрямый и несговорчивый профессор и религиовед Уткир МАЛДЫБЕКОВ

Сегодня ученый вынужден переквалифицироваться еще и в расследователя, распутывающего хитросплетения интересов туркестанских чиновников. Делает он это совместно со своим предшественником Ерасылом Толебаевым и специалистом по антикоррупционному мониторингу, руководителем филиала общественного объединения “Әділдік жолы” Амангельды КАЛЫБЕКОМ.

Из заявителя Уткир Малдыбеков усилиями местного антикора уже успел стать подозреваемым. В компании с ним неожиданно оказался и Толебаев. Борцы с коррупцией уже целый год пытаются убедить их признать вину в халатности, повлекшей тяжкий вред интересам государства. Сумма приписываемого ущерба - более 24 млн тенге.

Основанием для возбуждения уголовного дела стал аудиторский отчет, который по заявлению самого Малдыбекова проводила сначала независимая аудиторская компания, а затем департамент внутреннего госаудита (ДВГА) Туркестанской области. Изучив финансово-хозяйственную деятельность учреждения, аудиторы пришли к выводу, что к бюджетным тратам недобросовестно относились в самом акимате Туркестана, а точнее, в его отделах экономики, финансов и поддержки бизнеса и туризма.

К слову, своим назначением Уткир Малдыбеков обязан премьер-­министру Аскару МАМИНУ, который рекомендовал акиму Туркестанской области Умирзаку ШУКЕЕВУ срочно трудоустроить ученого. Профессор показал себя экспертом в области исламского мира и наследия Ясави, выступая перед высоким начальством. Его видение того, как должен выглядеть музей, Мамин оценил и дал поручение привлечь к работе.

Став директором в августе 2021 года, Малдыбеков начал изучать документацию, а затем задавать неудобные вопросы чиновникам акимата. В ответ его просили не лезть не в свое дело, чем только подстегивали желание Уткира докопаться до истины.

- Стал выяснять, каким образом платят за аренду и коммунальные услуги арендаторы, - рассказывает подробности Уткир Малдыбеков. - Ни в кофейне, ни в сувенирных магазинах не было собственных электросчетчиков. Никакого учета потребляемой ими электроэнергии не велось, все показания высчитывали исходя из наличия приборов и их мощностей. Каким образом производилась ими оплата, тоже было непонятно. Все закончилось тем, что меня вызвал к себе заместитель акима Туркестана Талгат ТОЛЕГЕНОВ и настоятельно попросил не высовываться, а просто подписывать необходимые бумаги. К слову, бухгалтер учреждения Максат САРСЕНБАЕВ был его ставленником. И так как я отказался выполнять требования, он тайно перевыпустил ЭЦП и продолжил распоряжаться бюджетом.

Вся эта двухлетняя чехарда с оплатой счетов за аренду и коммунальные услуги стала предметом детального изучения аудиторов по заявлению новоиспеченного директора. Малдыбеков отправился в столицу, сумев пробиться на прием в Агентство по противодействию коррупции. Следственная группа столичного антикора прибыла в Туркестан для проведения расследования. Было возбуждено уголовное дело. Но вместо торжества справедливости директор получил приказ об увольнении. И еще полгода потратил на суды, добиваясь восстановления в должности.

Тем временем дело по заявлению Малдыбекова было закрыто, а потом вновь возобновлено. И в подозреваемых оказался… сам заявитель, а также один из его предшественников - Ерасыл Толебаев.

- Не покидает ощущение того, что нас просто назначили на роль подозреваемых, - признается Ерасыл после очередного вызова в местный антикор. - В мою бытность директором учреждения арендаторы только заключали договоры, причем не со мной, а с акиматом, на балансе которого тогда был центр. Затем был перерыв, связанный с пандемией. Устанавливать размер платы за аренду и использование электроэнергии было не в моей компетенции. Но и наше учреждение, и арендаторы перечисляли деньги на один лицевой счет поставщика электроэнергии. И доказательства этих фактов я предоставил следствию.

Достоверно объяснить происхождение нанесенного ущерба в 24,7 млн тенге, которые якобы были необоснованно перечислены руководством визит-центра с июня 2020 по май 2022 года в счет уплаты коммунальных платежей за арендаторов, не удалось даже аудиторам. Возможно, потому, что большую часть финансовых документов бухгалтер Сарсенбаев предоставлять отказался, о чем проверяющие даже составили акт.

А вот передача в доверительное управление визит-центра борцов с коррупцией почему-то не заинтересовала, хотя этот процесс, прошедший с многочисленными нарушениями, стал предметом отдельной аудиторской проверки департамента внутреннего госаудита. Первые нестыковки начались уже на этапе принятия решения о проведении торгов: обоснования передачи в доверительное управление как не было, так и нет. И дальше - от состава тендерной комиссии до выбора победителя - сплошные нарушения требований законодательства, которые скрупулезно перечислила в своем отчете, сделанном в июле прошлого года, гос­аудитор СИХИМБАЕВА.

Визит-центр опустел.

Отклонив заявку одного из участников, комиссия ожидаемо выбрала победителя торгов, для которого они и проводились, - ТОО “Столичное бюро экскурсий “Саят”. Едва торги состоялись, как на его базе было образовано ТОО “Туркестанское бюро экскурсий”, в руководителях и учредителях которого значатся Инна РЕЙ и Айко КОККОЗОВА (ТОКЕН). Чем в итоге обернулась для туркестанского визит-центра передача в доверительное управление? Долгами за электроэнергию больше 5 млн тенге, отключением здания от электроснабжения.

Возмущенные арендаторы были вынуждены покинуть насиженное место, а туристов уже три недели кряду встречают наглухо закрытые двери. Сторож здания, вздыхая по былым временам, согласился открыть замок, чтобы показать опустевшие коридоры и выставочный зал.

В июле этого года о ситуации, сложившейся вокруг туркестанского визит-цент­ра, Касым-Жомарту ТОКАЕВУ доложила тогдашний заместитель руководителя администрации президента Аида БАЛАЕВА. Факты ей стали известны после одной из рабочих поездок в Туркестан. Итогом было поручение главы государства о передаче центра из коммунальной собственности города в республиканскую.

Сегодня визит-центр все еще числится на балансе КГУ, договор о доверительном управлении расторгнут.

А нишу с услугами для туристов заняли предприимчивые водители, наперебой предлагающие прокатить с экскурсией на гольф-каре. К слову, машины эти некогда были в собственности КГУ, а сегодня служат частным интересам.

Алиса МАСАЛЁВА, фото автора, Шымкент

Поделиться
Класснуть