1523

Молодёжь его обижала

В Кастеевке в день открытия этой выставки была толпа посетителей. Еще бы - юбилей художника, чье имя носит музей, чей дом превращен в мемориал, чье имя стало знаменем национальной живописи.

Молодёжь его обижала

Но самое интересное - это попытаться отделить событие от пафоса и заглянуть глубже. Многие живописцы при всем уважении к легенде говорят: да, Кастеев хорош, но самым выдающимся, даже для того времени, его назвать сложно.

Итак, выставка, посвященная 120-летию Абылхана КАСТЕ­ЕВА, называется “Наследие века”. Кстати, в музее, носящем его имя, есть постоянно действующая экспозиция, посвященная этому художнику. Но в честь круглой даты картины были перемещены в другой зал, побольше, и щедро дополнены работами из фондов музея. Более того, дом на улице Бекхожина, в котором жил и творил художник, тоже входит в активы Государственного музея искусств и функционирует как туристический объект.

Знатоки больше всего ценят Кастеева за пейзажи, называют их фишкой мастера. Хотя не менее знаковыми можно назвать портреты тружеников, зарисовки и акварели с полей, где царит сдержанная радость труда. Без белозубых улыбок, но вполне в духе времени.

На выставке присутствовали потомки Кастеева - из девяти детей сейчас живы четверо, внуков и правнуков очень много, и большинство из них - творческая интеллигенция. Но вот двое внуков - Даурен и Сауран - конкретно продолжают дело деда, занимаются живописью и книжной иллюстрацией. Оба хорошо известны в профессиональном мире.

- Чувствуем ли мы кровь? - смеется внук художника Сауран КАСТЕЕВ. - Конечно, особенно когда работаем с акварелью, иногда картины даже путают с работами дедушки. Я его не помню, потому что был слишком маленьким, но он снится мне. Причем всегда как некий образ художника, работающего на пленэре. Для меня дедушка неотделим от пейзажей, от природы Казахстана, которую он так любил рисовать.

Сауран (слева) и Даурен КАСТЕЕВЫ с портретом деда.

Биография художника была очень подходящей для советской власти: пастух, прошедший Турксиб, учившийся в студии у известного художника Николая ХЛУДОВА. Которого, кстати, профессионалы считают больше этнографом, документалистом, чем собственно живописцем. Взлет начался с портрета Амангельды ИМАНОВА (один из лидеров Среднеазиатского восстания 1916 года против имперских российских властей, а потом участник установления советской власти в Казахстане и Гражданской войны), написанного в 1944 году. До его создания художник не был особо обласкан властью, и трудно сказать, чтобы чем-то сильно выделялся. Зато за эту работу сразу получил звание народного художника. И стал бойцом идеологического фронта.

Рядом с изображениями тружеников есть у Кастеева такие картины, которые много говорят об эпохе. Вот акварелька “Встреча Джангильдина с Лениным в Швейцарии”, где вождь пролетариата приобретает типично монголоидные черты. Вот портрет Гани МУРАТБАЕВА (общественный деятель начала прошлого века, основатель комсомола в КазССР), который заключен в жесткий треугольник из кремля, книги “Капитал” и портрета на стене. Но этой своей документальностью и ценно собрание. Оно не про технику живописи - про нечто большее. Про эпоху, в которой жил художник.

- В этом зале есть последние работы Кастеева - начала 1970-х годов, когда он уже был аксакалом национальной культуры, - рассказывает искусствовед Амир ДЖАДАЙБАЕВ. - К сожалению, именно в это время у него были конфликты с молодым поколением, с теми, кто уже окончил академии в Москве. Они считали его самоучкой, который не овладел техническим мастерством. Выражали по отношению к нему некое высокомерие, на что Кастеев жаловался даже в Министерство культуры. Последние годы были для него тяжелыми - у него во время службы в армии трагически погиб сын. Тем не менее он в конце жизни написал две большие картины специально для всесоюзной выставки. Они были заказаны в 1969 году в связи со столетием Ленина. Это хрестоматийный “Турксиб” и “Сарбазы Амангельды”.

Кроме легендарных работ на юбилейной выставке можно увидеть много эскизов к ним. Специалисты считают, что наброски и этюды имеют не только художественную, но и историческую ценность. Благо Кастеев никогда ничего не искажал, не приукрашивал, был даже немного суховат и суров в живописи. Тем более ценными свидетельствами эпохи являются теперь эти картины.

- И все же почему именно он стал знаменем казахстанской живописи?

- Советская власть создавала свои мифы, свидетельства эдакого чуда, когда, например, пастух становится живописцем. Это была задача идеологии - удивить, обогнать Америку. Художник был бойцом идеологического фронта - этого никто не скрывал. И должен был исполнять свой гражданский долг, прославляя советскую Родину, создавая образ советского человека, замечая проблески коммунистического завтра уже в настоящем. Все это можно найти у Кастеева. Свободы творчества не существовало в принципе, это надо признать.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Талгата ГАЛИМОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть