Шкурный вопрос
Млечный путь и петроглифы Жакып КУТТЫБЕК перенес на шкуру животных. Заодно изобрел свой собственный метод. Выставка художника открылась в музее искусств им. Кастеева.
Вроде бы традиционный жанр - гобелены, но автор хитро улыбается, а зрители ахают: на текстиле художник создает выпуклые композиции, которые хочется погладить рукой, а самые масштабные “холсты” - это шкуры животных, натянутые в специальных рамах. Причем изображение на них есть и со стороны кожи, и со стороны меха. Все это авторские изобретения Куттыбека, на которые есть даже патент. На выставке в музее им. Кастеева сейчас можно увидеть более 60 работ мастера.
- Вот зря вы считаете, что гобелен - женское искусство, - смеется автор. - На самом деле мой старший брат Курасбек был самым первым казахским художником, получившим высшее образование именно по текстилю. Он-то и поставил искусство гобелена в Казахстане на должный уровень. Его я и считаю своим наставником, теперь продолжаю его дело, хотя и иду своим путем.
Художник рассказывает, что интерес к шкурам животных начался с поездки в Туркестан. Никакой мистики - просто он увидел, что в этом месте, которое посещает масса туристов, нет качественных казахстанских сувениров. И стал размышлять, какой материал в полной мере отвечал бы традициям и культуре казахов.
Ответ нашелся быстро: это шкуры животных, тем более что у нас они практически не идут в дело. Тогда мастер начал с мелочей: пробовал разные техники, выжигал, наносил рисунки разными способами. Постепенно укрупнял масштаб и в итоге пришел вот к таким огромным работам, на которых может развернуться, как на настоящем холсте.
Его любимые темы - это то, что можно увидеть в степи: небо, петроглифы, птицы, обитатели степи и божества. А еще Куттыбек очень горд тем, что построил в своем родном селе в Туркестанской области Дом художника, резиденцию, где коллеги могут и работать, и отдыхать, где все располагает к творчеству.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Тимофея ЕВДОКИМЕНКО, Алматы