1505

Жетысу - край удивительных мастеров

Чудеса творят местные ремесленники: в Талдыкоргане, к примеру, есть мастера, выбивающие из дерева домбру по старинной технологии. Оттого она звучит совсем иначе. А есть зергер, который на “ты” не только с металлом, - отлично знает и этнографию. Это помогает ему создавать невероятные кольца, серьги, браслеты и подвески в модном нынче национальном стиле.

Жетысу - край удивительных мастеров
Тлеш НАМАЗБЕКОВ делает музыкальные инструменты по старинной технологии.

За домброй или кобызом работы Тлеша НАМАЗБЕКОВА приезжают не то что со всего Казахстана - летят из Америки, Канады, СНГ. Посылкой отправлять такие вещи, конечно, дико. Надо же взять инструмент в руки, погладить, тронуть струны, услышать голос степи. Ох, как повезло, что такой мастер сложился! Ведь Тлеш-ага родился и вырос в рыбацком поселке Каракум, что рядом с Балхашом. Мог уйти в совершенно другой промысел. Да вот только любил он фантазировать и мастерить. То модели кораблей, самолетов, то школьную газету рисунками оформлял. В итоге окончил худграф в КазПИ. И вот уже больше 30 лет учит талдыкорганских детишек и подростков в школах ИЗО и черчению, а в местном Доме культуры и гончарному делу. Ко всему прочему Тлеш-ага обучился у серьезных мастеров созданию музыкальных инструментов. Доточил технику до высокого уровня и открыл свою мастерскую. Вот уже четверть века тут выпиливает, вырезает, сушит, собирает и настраивает разные инструменты: домбру, кобыз, жетыген, дауылпаз, асатаяк. А еще Тлеш Намазбеков один из немногих ремесленников, кто берется делать домбру по старинной технологии.

- Раньше казахские мастера делали домбру из цельного куска дерева. Она имела несколько другую форму. Задняя ее часть была более приплюснутая, совкообразная. Но композитор Ахмет ЖУБАНОВ вместе с музыкальными мастерами братьями РОМАНЕНКО усовершенствовали дом­бру. Сделали ее в оркестровом формате. Она стала каплевидной формы. И ее начали собирать из отдельных деталей, применять разные породы дерева, - объяс­няет мастер.

Корпус современной домбры, продолжает Тлеш Намазбеков, лучше делать из твердых пород - клена, ясеня, ореха. А вот переднюю часть, она называется дека, высекают из более мягкой пихты или ели. Они дают большой акустический диапазон. Такую домбру, добавляет сын нашего героя Толеген НАМАЗБЕКОВ, обычно выбирают кюйши. А вот айтыскеры, певцы берут в руки литой инструмент. Он отличный аккомпаниатор: звучит более мягко, не перебивая их голос. Кстати, Толеген - правая рука своего отца. На пару с папой творят изделия в самой сложной технике. Парень делает и авторские вещи.

- Недавно я закончил две дом­бры, как раз из цельного куска дерева. Решил их по-особенному украсить. Переворачиваешь их на тыльную сторону, а там целый сюжет. На одной домбре изображен орел, охотящийся за лисой, на второй - большая голова волка, воющего на луну. Я вырезал эти зарисовки по дереву в технике 3D, - рассказывает Толеген.

А еще Толеген при помощи гончарного искусства проводит терапию для деток с разными диагнозами. Придумал проект он, а вот на мысль эту натолкнул его старший сын. У него расстройство аутистического спектра. Пришли они как-то к Тлеш-ага в мастерскую да сели вместе лепить что-то из глины. Уж очень новичка увлек процесс. А мелкая моторика как заработала, а абстрактное мышление! В итоге Толеген расписал проект и выиграл государственный грант на пять миллионов тенге.

- Студия заработала с прошлого года. Сюда приезжают и взрослые, и нормотипичные девчонки-мальчишки, и ученики с расстройством аутистического спектра, синдромом Дауна, да просто гиперактивные дети. Садятся за гончарный круг, лепят стаканчики, вазочки. Медитируют, фантазируют, творят…

Когда многие талдыкорганцы готовятся ко сну, лампу в своей мастерской включает ювелир Есжан АХМЕТОВ.

 Почему любит работать до глубокой ночи или даже до утра? Просто, признается наш герой, днем у него занятия в местном университете. Обучает студентов живописи, дизайну. Как сил хватает? Не поверите, смеется Есжан Ахметов, часы напролет “похудожничаешь” с металлом, и будто вновь мальчишкой стал. Новая энергия рождается. Ты же соз­даешь! Берешь кусочек металла, накаливаешь, куешь, чеканишь… И вот в руках уж появляются современные сережки да кольца. А еще, доволен мастер, его все чаще просят сделать украшения в национальном стиле. С превеликим удовольствием. Вот ханский перстень, “многоэтажные” серьги или блезик - браслет, шашбау - украшение для кос. И все это настолько утонченное, правдивое. Будто и не сегодня эти изделия появились на свет, а достали их из старинной шкатулки. Такой тонкости в работе, признается мастер, удается добиться благодаря тому, что он кропотливо изучал этнографию казахского народа, историю самих украшений, технику исполнения.

- Сначала у наших предков саков в одежде и украшениях преобладал звериный стиль. То есть использовались изображения животных. Это хорошо показано в деталях украшений, доспехах Золотого человека. Украшения этого стиля делали при помощи металлопластики, холодной штамповки и чеканки. Уже гораздо позже гунны привнесли новый ювелирный стиль - поли­хромный. Это комбинация множества техник, разных материалов, особая инкрустация камней. И можно сказать, что казахские серебряные украшения VIII-XIX веков выполняются именно в этом стиле. В нем же люблю работать и я, - объяснил ювелир.

Зная технику, отчего бы с ней не поэкспериментировать? Вот и начал придумывать всякие образы, рисовать эскизы. С бумаги переносить в металл. Вот из металла вышел портрет монгольского воина с косичками. Есжан-ага представлял его одним из темников, то есть командиров армии Чингисхана. Это же надо было на металле так филигранно выковать всю физиогномику, пряди волос и те самые косички! А вот он делал милую черепашку с узорами на панцире. В этих работах автор применил сразу множество техник: чеканку, гравировку, скань и выпиловку. Высший творческий пилотаж!

- В творчестве помогает и семья: супруга, две дочки и сын. Приношу домой свои работы, они дают свои отзывы. Старшая дочка часто сама приходит: “Папа, смотри, какие интересные серьги, можешь их сделать?” Конечно могу! У нее, кстати, был интерес к моей профессии. Я бы очень хотел, чтобы кто-то из моих детей стал ювелиром. Ведь, чтобы сохранить наше искусство, нужно передать знания, - мечтает мастер.

Елена БАХАРЕВА, Талдыкорган, Жетысу

Поделиться
Класснуть