Ничего личного
В Алматы презентовали весьма интересное издание: “Евгений Брусиловский. Воспоминания с комментариями и иллюстрациями” под редакцией нашего соотечественника Нари ШЕЛЕКПАЕВА, профессора Йельского университета.
Это толстая книжка, построенная на воспоминаниях самого Брусиловского, хранящихся ныне в госархивах, и на сопутствующих документальных материалах. В качестве таковых взяты цитаты из других мемуаров, стенограммы и протоколы. Плюс с помощью дочки Брусиловского, живущей сейчас в Ташкенте, книга дополнена большим количеством архивных фотографий, как сценических, так и семейных.
- Мемуары Брусиловского мне показались той линзой, через которую можно посмотреть на эпоху, - рассказывает Нари, - представить читателю панораму, которую он не увидит из официальных источников. Причем мы решили не воспроизводить текст мемуаров как монолог, а снабдить его комментариями, представить и другие дискурсы. Получился полифонический текст, в котором присутствуют разные голоса и шум времени. Но любое приведенное высказывание имеет источник. В Казахстане в настоящий момент выходит большое количество книг, которые, наверное, интересно читать, которые называют историческими, но историей они не являются, это скорее эссеистика. У нас же абсолютно научная книга.
Издание совсем не ностальгически-уютное. В нем сознательно опущены все лично-домашние моменты. Редактор не занимает какую-то позицию в дискурсе “Отринуть советское прошлое или поэтизировать его”. Хотя уже то, что такая постановка вопроса появилась, задает некую тональность подбору архивных материалов. Даже если бегло пролистать книгу, заметна связь с идеологией того времени, внимание к внутрицеховым разборкам композиторов, того же Брусиловского с Жубановым.
Кстати, книга появилась на свет в рамках издательской программы Центра современной культуры “Целинный”. Например, в августе он проводит международный архивный практикум, основные его темы: память, деколонизация, децентрализация, связь прошлого и настоящего. Это так, маленькая ремарка, для того чтобы понимать, что даже у памяти и архивов есть определенный фокус восприятия.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы