1624

Попутного ветра им в паруса!

В поисках путей реабилитации своего особенного ребёнка супруги из Алматы создали инклюзивный клуб спортивных приключений для детей. Назвали его Андрей и Елена ГАЙДА символично - “Рубикон”. И словно черту провели

Попутного ветра  им в паруса!

Маршрут жизни и правда изменился кардинально: зимой бегают на лыжах, круглый год взбираются в горы, летом ходят под парусом по Капшагаю. А осенью отмечают старт учебного года самым настоящим сплавом по Или - такая своеобразная линейка в честь Дня знаний!

С 13-летним Федором ГАЙДОЙ мы познакомились на соревнованиях по спортивному туризму “Перила свободны!”. Мальчишки и девчонки карабкались по скалам, переправлялись через бурную горную реку по натянутым веревочным мостам. Загорелые, бесстрашные, ловкие. О том, что у парня расстройство аутистического спект­ра, и не догадалась бы, случайно узнала. Мальчик участвовал в непростых соревнованиях без какой-либо скидки на “особость”. Его отец Андрей Гайда признался: им помогли специальная диета и активный образ жизни, который ведет вся семья.

Семейство, где у всех от мала до велика глаза лазоревые, как небо над горами, сейчас в лихорадке сборов. На днях они с палатками, катамаранами и закопченными чайниками-котелками отправятся в путь. Третий год парусная школа, которой семья Гайда решила разбавить походную горную жизнь, распахивает двери для жаждущих приключений.

- Федор у нас третий ребенок, - рассказывает Елена. - Он родился совершенно здоровым и до четырех лет развивался, как его сверстники. Мы до сих пор не знаем, что стало причиной регресса. Ни стрессов, ни перенесенных заболеваний или вмешательств не было. За исключением укола иммуноглобулина, который мы получили после укуса клеща. Прошло немного времени, и сын вдруг стал терять привычные навыки. Это страшно: ребенок обездвижен, ни на что не реагирует…

Окончательный диагноз Федору так и не поставили, не оформили и инвалидность.

- А сейчас я не хочу ограничивать своего сына этим статусом, верю в силу реабилитации. Меня пугает, что, как только ребенок становится взрослым, его классифицируют уже не как аутиста, а как шизофреника, - после паузы, чтобы голос дрожать перестал, продолжает Елена. - Думаю и о том, что будет потом, когда не станет нас, родителей, поддерживающих особенного ребенка всей душой. У нас ведь почти нет учреждений, где такие молодые люди смог­ли бы найти применение. В планах - мы обсуждали это с мамочками - создать такие дома проживания по примеру Европы, где находились бы молодые люди с особыми потребностями и их тьютор.

Это теперь, а тогда Елена и Андрей буквально закопались в литературе, просмат­ривали выступления экс­пертов. Одним из экспериментальных шагов был переход на безглютеновую и бесказеиновую диету.

- Прогресс был очевиден: ребенок, который до этого только повторял слова и звуки в ответ, вдруг сказал: “Дай кашу!”, - вспоминает Елена.

Как-то естественно к семье притянулись единомышленники со схожими трудностями и запросами. Так появился первый проект - мастерская семейного воспитания, где нормотипичные дети и дети с аутизмом могли взаимодействовать и учиться.

- Мы много говорили с остальными ребятами о том, почему некоторым может быть трудно в общении. Придумали должность - лучший друг для особенного ребенка. Желающих было больше, чем была потребность, - улыбается Елена. - Присутствие детей с особенностями в группе не давало раскиснуть остальным ребятам. А дети с аутизмом стали загадывать желания: пусть появится друг. Я вообще это вижу как главный путь развития общества - все сады и школы должны стать инклюзивными.

Через время пришло понимание, что лучшим помощником на пути реабилитации станет природа.

- Это же не только для особенных детей важно. Гиподинамия детей - огромная проблема современности, - говорит Елена. - Не поверите, но многие ребята передвигались по горным тропкам и камням чуть ли не ползком!

О приключениях своих рассказывают заразительно: зимой на занятиях “белой школы” на лыжи ставят всех без скидок и реверансов. А в конце июля открывают парусную школу. Гаджеты у детей не забирают. Да они и не могут увлечь ребят больше совместной установки паруса, роли рулевого, брызг воды и сверкающего солнца.

- Олег ЧЕБОТАРЕВ пришел к нам в 11 лет и уже показал, насколько ему интересен парусный спорт - глаза горели. Ему смело можно и ремонт судна доверить, и управление им. 15-летнего Бориса ЛОГАЧЕВА мы взяли в этом году в свою команду участвовать в регате “ТрансКапшагай-2023”. Шли мы вяло - ветер потеряли. Я в расстроенных чувствах уснула на борту. Просыпаюсь, а мы - одни из первых, за штурвалом Борис. Он убедил взрослых, что вернее будет сменить курс. Вот такие появились в школе морские волки! - вспоминает Елена.

- А однажды мы попали в настоящий шторм! - истории, от которых нещадно хочется в отпуск, никак не кончаются. - Поймали встречный ветер. И, свернув парус, держа курс и держась друг за друга, причалили к острову. Но, главное, дети поняли: они контролировали ситуацию, и сделали это сами!

Всю эту огромную работу по поддерж­ке детей с аутизмом раскручивают энту­зиасты.

- Нас поддерживают много людей - базы предоставляют места, оборудование, помогают с ремонтом, экипировкой, - говорят Андрей и Елена. - Приходит осознание, что это важно для моего ребенка, для города, для страны. Люди просыпаются: дадите финансирование - мы проведем турнир, нет - сами справимся! Это очень похоже на все, что касается жизни с особенным ребенком, - программы реабилитации разрабатывают сами родители, фонды создают. И даже особенное питание производят те, кто с этим столкнулся. Иностранцев это поражает. А мне кажется, это наша сверхспособность!

Юлия ЗЕНГ, фото из архива семьи ГАЙДА, Алматы

Поделиться
Класснуть