1766

Кровавая сила искусства

Режиссер зарубил актрису топором прямо во время спектакля

Кровавая сила искусства

К счастью, расправа была задумана по сценарию и никто не пострадал. Новая постановка в Республиканском академическом немецком драматическом театре получилась очень неоднозначной.

Так бывает, зрители прямо во время представления оказываются по разным полюсам. Одни восторженно ловят инсайты. Другие в лучшем случае молчат, вежливо дожидаясь, когда же кончится пытка искусством. “Шесть персонажей в поисках автора” - это история о том, как человек творческий пытается быть собой.

Одна из фишек спектакля - все играют всех. И только худрук и главный режиссер театра Наталья ДУБС - саму себя. Как она умеет - тонко, органично, проживая роль до электрических мурашек на кончиках пальцев.

Режиссер Алибек ОМИРБЕКУЛЫ раньше предпочитал ставить спектакли в театрах казахских. За спиной три резонансных - QORAZ на сцене Шымкентского городского академического казахского драматического театра им. Жумата Шанина, “Дон Кихот” в столичном Государственном академическом казахском музыкально-драматическом театре им. Калибека Куанышбаева, “Триптих: “Гамлет”, “Карагоз”, “Фауст” в Туркестанском музыкально-драматическом театре. Но его постановка на сцене Немецкого - это как возвращение домой, на знакомую сцену, где он начинал творческий путь. Да еще и со своим мастером Натальей Дубс в качестве актрисы.

Очень основательно - сразу на три часа - зрителя погружают в искреннее, без прикрас закулисье любого театра. Там интриги и зависть, мнимая звездность одних и вечное ожидание признания у других. Человек жаждет веселья, наивно подхватывая каждую шутку, но копают в спектакле глубже. И хотя спектакль кажется несколько затянутым, с диалогами, которые хочется порой урезать, играют артисты добротно, достоверно, от души.

Гротескно, вроде бы и на потеху, выплескивают на зрителя символы: пиджак неудачливого режиссера, увешанный гроздями медалей за никчемные заслуги, птицу счастья из замызганной тряпки, что пытаются поймать работники сцены. Но страшнее всего чемодан, до верха забитый мертвыми спектаклями. А в них, как это модно сейчас говорить, “пасхалки”, секретные послания, которые нужно отгадать, чтобы перейти на следующий уровень.

Вот режиссер (это роль такая) Наталья Дубс вынимает из него топор, уводит за кулисы сфальшивившую актрису. Слышим: хрясь! Конец бездарности - не нужно портить общую игру. А вот постаревшая, но не растратившая задора актриса пытается перед окончательным пинком под зад из театра сыграть-таки ту чертову Джульетту - роль, которую она так и не дождалась. Новый поворот: та самая Наталья, нацепив густые усы и тяжелый бушлат и совершенно переродившись в друга детей и полярников, рвет и топчет судьбу казахского драматурга Жумата Шанина. Объявленный врагом народа и обвиненный в заговоре против Сталина, он был расстрелян. И, конечно, как и любой режиссер, герой спектакля не может обойти своим вниманием чеховские “Чайку” и “Вишневый сад”. Разумеется, в свойственной ему весьма иносказательной манере.

Переместив фокус из-за кулис на сцену, режиссер Омирбеков как под микроскопом рассматривает семью, мечтающую увековечить себя на сцене. Как любят и ненавидят родные друг другу люди, как берегут волшебные воспоминания детства и держатся за семейные ценности. Странные, ведь живут же, жили бы и дальше. Но нет, им подавай эффектный финал. А режиссера дважды просить не нужно!

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее