Кровавая сила искусства
Режиссер зарубил актрису топором прямо во время спектакля
![Кровавая сила искусства](/files/000/066/PQTrr925.jpg)
К счастью, расправа была задумана по сценарию и никто не пострадал. Новая постановка в Республиканском академическом немецком драматическом театре получилась очень неоднозначной.
![](http://time.kz/files/000/066/Yk9p98bH930.jpg)
Так бывает, зрители прямо во время представления оказываются по разным полюсам. Одни восторженно ловят инсайты. Другие в лучшем случае молчат, вежливо дожидаясь, когда же кончится пытка искусством. “Шесть персонажей в поисках автора” - это история о том, как человек творческий пытается быть собой.
Одна из фишек спектакля - все играют всех. И только худрук и главный режиссер театра Наталья ДУБС - саму себя. Как она умеет - тонко, органично, проживая роль до электрических мурашек на кончиках пальцев.
![](http://time.kz/files/000/066/xRId6J5tM926.jpg)
Режиссер Алибек ОМИРБЕКУЛЫ раньше предпочитал ставить спектакли в театрах казахских. За спиной три резонансных - QORAZ на сцене Шымкентского городского академического казахского драматического театра им. Жумата Шанина, “Дон Кихот” в столичном Государственном академическом казахском музыкально-драматическом театре им. Калибека Куанышбаева, “Триптих: “Гамлет”, “Карагоз”, “Фауст” в Туркестанском музыкально-драматическом театре. Но его постановка на сцене Немецкого - это как возвращение домой, на знакомую сцену, где он начинал творческий путь. Да еще и со своим мастером Натальей Дубс в качестве актрисы.
![](http://time.kz/files/000/066/Ac8_HPg927.jpg)
Очень основательно - сразу на три часа - зрителя погружают в искреннее, без прикрас закулисье любого театра. Там интриги и зависть, мнимая звездность одних и вечное ожидание признания у других. Человек жаждет веселья, наивно подхватывая каждую шутку, но копают в спектакле глубже. И хотя спектакль кажется несколько затянутым, с диалогами, которые хочется порой урезать, играют артисты добротно, достоверно, от души.
Гротескно, вроде бы и на потеху, выплескивают на зрителя символы: пиджак неудачливого режиссера, увешанный гроздями медалей за никчемные заслуги, птицу счастья из замызганной тряпки, что пытаются поймать работники сцены. Но страшнее всего чемодан, до верха забитый мертвыми спектаклями. А в них, как это модно сейчас говорить, “пасхалки”, секретные послания, которые нужно отгадать, чтобы перейти на следующий уровень.
![](http://time.kz/files/000/066/_IphxwE928.jpg)
Вот режиссер (это роль такая) Наталья Дубс вынимает из него топор, уводит за кулисы сфальшивившую актрису. Слышим: хрясь! Конец бездарности - не нужно портить общую игру. А вот постаревшая, но не растратившая задора актриса пытается перед окончательным пинком под зад из театра сыграть-таки ту чертову Джульетту - роль, которую она так и не дождалась. Новый поворот: та самая Наталья, нацепив густые усы и тяжелый бушлат и совершенно переродившись в друга детей и полярников, рвет и топчет судьбу казахского драматурга Жумата Шанина. Объявленный врагом народа и обвиненный в заговоре против Сталина, он был расстрелян. И, конечно, как и любой режиссер, герой спектакля не может обойти своим вниманием чеховские “Чайку” и “Вишневый сад”. Разумеется, в свойственной ему весьма иносказательной манере.
![](http://time.kz/files/000/066/YdpbcRVIt929.jpg)
Переместив фокус из-за кулис на сцену, режиссер Омирбеков как под микроскопом рассматривает семью, мечтающую увековечить себя на сцене. Как любят и ненавидят родные друг другу люди, как берегут волшебные воспоминания детства и держатся за семейные ценности. Странные, ведь живут же, жили бы и дальше. Но нет, им подавай эффектный финал. А режиссера дважды просить не нужно!
Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы