Топим за безопасность
В канун купального сезона наши корреспонденты испытали себя в роли водолазов-спасателей. Даже зайти в воду по колено оказалось делом непростым! К счастью, в жизни спасать утопающих будут не журналисты, а настоящие профи.
В канун купального сезона Республиканский оперативно-спасательный отряд совместно с Региональной службой коммуникаций показал, как проходят учебно-тренировочные спуски водолазов.
Водолазов называют элитой спасательных подразделений. И не зря: работа на глубине опасная и требует максимального доверия в коллективе. Пока специалист находится на дне, на берегу держат сигнальный конец - и страховка, и средство связи с водолазом, используют азбуку Морзе. Для работы в некоторых скафандрах даже воздух водолазу, качая его помпой, подают с берега.
Нам демонстрируют спасение человека с лодки. “Тонет”, конечно, такой же водолаз. Тонет, кстати, абсолютно реалистично - без крика. Лодка со спасателями подплывает к тонущему быстро. Держится на отдалении и из экономии времени не останавливается. Пострадавшего обхватывают со спины и доставляют к лодке.
Показав, как проходят тренировку водолазные подразделения чеэсников, спецовку для погружений разрешили примерить и нам. Правда, покрасоваться в водолазном костюме удалось только на мели: медицинского допуска к погружению у нас не было.
Собирается водолаз тщательно, но в условиях оперативной работы быстро, примерно за две минуты. На меня надевают толстый неопреновый костюм, не пропускающий холод, шлем, маску, компенсирующий плавучесть жилет (BCD), систему “паук”, в которую входят водолазный редуктор и консоль регулировки глубины и давления. И, конечно, свинцовые грузовые пояса и ботинки (весом около 30 кг), которые опустят меня на дно. Для работы в местах, где есть течение, груз нужен больший. Иногда вес полного снаряжения доходит до 60 килограммов. Используют такой костюм для поисковых и подводно-технических работ. Готово - повернувшись, как положено, спиной к воде, спускаюсь. В иле у берега ноги сразу увязают по колено. Идти по нему и опытному водолазу тяжело - расходуется больше воздуха. А вот красотами на дне особенно-то и не полюбуешься: темнота и мусор, которым загажено дно большинства водоемов.
Этим летом из 44 водоемов Алматы 12 признаны опасными для жизни. Разрешенными для купания уже много лет подряд были только озеро Сайран, Малое Алматинское, или Аэропортовское, озеро и, парадокс, вечно пустующий Большой Алматинский канал. Вот там-то точно не утонешь! Но в этом году оба озера на реконструкции, там проводят механическую очистку дна. Выходит, купаться горожанам вроде как и негде. Остановит ли это народ? Едва ли!
- Городские водоемы, где купание запрещено, опасны тем, что там нет дежурных групп спасателей и спецсредств для спасения. Нет информации о глубине дна, которое часто заилено и замусорено битым стеклом, рыболовными сетями, водорослями. Большинство водоемов питаются горными реками, вода в них прогревается лишь к середине лета. Перегревшись на солнце, погружаться в холодную воду того опаснее, это может спровоцировать судороги. И мой совет: в каждой компании нужно иметь “няньку” - человека трезвого, умеющего плавать. Следить за детьми и особенно за взрослыми, - рассказывает руководитель водолазно-спасательной службы РОСО Андрей БЫБЧЕНКО.
17 человек спасли в прошлом году на водоемах города. Шестеро из них - дети, оставленные без присмотра. Но есть и менее радужная статистика: 79 оперативных выездов на поисковые работы на акватории осуществили водолазные подразделения РОСО в прошлом году. Чаще всего искать приходится в горных реках, мощных настолько, что для того, чтобы найти тело, приходится работать по несколько дней.
Рейды для выявления беспечных ныряльщиков полицейские вместе с бойцами Нацгвардии проводят ежедневно. В прошлом году их “улов” - 63 нарушителя, оштрафованных на общую сумму 790 тысяч тенге.
Важно помнить: если кому-то приспичит искупаться на стихийном пляже, экстренно отреагировать смогут только такие же отдыхающие или прохожие. Четыре минуты - именно столько времени есть у тонущего человека, если ему не придут на помощь. “Оживлять” утонувшего тоже нужно уметь. Спасатели рассказывают, что нередко, приехав на вызов, они становились свидетелями трагической картины. Человека из воды вытащили, да вот помощь ему никто оказать не смог. Но случаются и чудеса.
- В прошлом году в Талгарском районе в водополивной канал (а скорость в них достигает 10 метров в секунду) упал человек, - вспоминает Андрей Быбченко. - Это происходит часто - то люди падают в воду, то скот. Как правило, не выживают. Но этому мужчине повезло. Два с половиной километра тащило его через перепускные каналы, распределительные шлюзы и водоразделители. Так он умудрился еще и самостоятельно выбраться из воды и вызвать себе скорую помощь! Случай этот единственный за много лет.
Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы