Четыре года в кандалах
В Семее в литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского с улыбкой рассказывают о некоторых посетителях, которые с порога заявляют: "Мы хотим только домик посмотреть, где жил писатель. В экспозиционный зал мы не будем подниматься. Это же скучно!". Однако после экскурсии с сотрудником музея Аллой БЕЛЯКИНОЙ они понимают: биография гениального писателя - это остросюжетный триллер!
Мы проходим с Аллой Николаевной по экспозиционному залу.
Четыре года каторги писатель провел в Омском остроге. Этому периоду в жизни Достоевского в экспозиционном зале посвящена целая секция, огороженная остро заточенными бревнами и решетками.
- Это не просто решетка, а галерея деревянных портретов, которую создали ленинградские художники. Это уникальная вещь, - утверждает Алла Белякина. - Здесь ровно 400 портретов. В Омском остроге всегда находились 400 заключенных. Портреты неповторяющиеся. Выражен весь спектр эмоций - от робкой надежды на освобождение до звериной злобы. Сейчас галерея портретов сама является произведением искусства.
Один из главных экспонатов в стилизованном Омском остроге - Евангелие.
- Достоевского после имитации смертной казни везут в Тобольск, где в пересыльной тюрьме с ним встречаются жены декабристов Аненкова и Фонвизина, приехавшие вслед за своими мужьями в ссылку еще 20 лет назад. Они дарят Евангелие. Ничего другого, кроме религиозной литературы, сидельцам читать нельзя, - рассказывает экскурсовод.
Из Тобольска Достоевского отправляют в Омский острог. Заключенные все время находились в кандалах. Они крепились на пояс и не давали возможности делать широкий шаг, чтобы сиделец не сбежал. Полный комплект кандалов весит 4-5 кг. Они не снимаются без кузнеца. Поэтому, когда острожане очень редко попадали в баню, там была целая система, как снять портки. Приходилось каждую штанину выворачивать по три раза хитрым способом, чтобы помыться.
- Достоевский прожил в кандалах четыре года. И потом семенил всю жизнь. Он всегда ходил маленькими шагами. Рефлекс, что когда делаешь широкий шаг, то испытываешь боль, на всю жизнь остался, - обескураживает Алла Николаевна. - Через 15 лет, когда он вышел из каторги, в одном из литературных салонов барышня, увлеченная идеями революции, заявила, что ему не дано понять, что такое жажда свободы. Тогда писатель при всех закатал штанины и публично продемонстрировал в зале следы, которые остались от кандалов на коже на всю жизнь.
Можно догадаться, что Достоевский на каторге не избежал систематических избиений. Это в приказном порядке входило в систему исправления. В музее хранятся документы, которые предписывали использовать розги - тонкие прутья, которые надрывают верхний слой кожи. И еще использовались батоги - деревянные палки с заточенным ребром, которые надрывают уже мышечную ткань.
В экспозиции представлен снимок дома в Омске, который штукатурил сам Достоевский!
- Такая работа считалась легкой, - подмечает Алла Белякина. - Но на каторге писателю наравне с другими заключенными приходилось валить деревья на Иртыше, таскать тяжелые камни.
В Семипалатинске, куда Федор Михайлович прибыл в марте 1854 года в качестве рядового солдата 7-го линейного Сибирского полка, его ждали счастливые перемены. Через два месяца после его приезда была создана Семипалатинская область (сейчас это территория современных Абайской, Восточно-Казахстанской и Павлодарской областей). Сюда начали присылать новых чиновников. На должность судебного стряпчего (окружного прокурора) был назначен барон Александр ВРАНГЕЛЬ, который был поклонником творчества писателя и сделал все возможное, чтобы смягчить участь Достоевского в семипалатинской ссылке.
- Благодаря Врангелю рядовой Достоевский попал в общество образованных людей, где влюбился в Марию Дмитриевну Исаеву. Драматичная история любви закончилась свадьбой. Молодые поселились на квартире у почтальона Лепухина. В этом доме Достоевский вернулся к писательскому труду - написал семипалатинские повести "Дядюшкин сон", "Село Степанчиково и его обитатели", делал наброски к "Мертвому дому",- заключает Алла Белякина и вместе с экскурсантами проходит в этот домик, где жил писатель.
Он тоже является частью музея, который за год посещают около 18 тысяч человек - не только горожане, но и туристы.
Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей