3893

Какие фишки нужны в тепличном бизнесе

В самой крупной в нашем регионе теплице журналисты нашей газеты, можно сказать, побывали одними из первых. И это за 13 лет ее работы! Здесь просто предписано соблюдать полную стерильность. Но все же нашего фотокорреспондента Владимира ЗАИКИНА, экипировав почти как космонавта, пропустили на 10 минут поглядеть на томатное царство хоть одним глазком через объектив фотоаппарата. Уж очень интересно было узнать, как выращивают свежие овощи в то время, когда на улице холодно и солнца практически нет.

Какие фишки нужны  в тепличном бизнесе

Открыто о закрытом грунте

В холодный период, а это с октября по июнь, казахстанцы съедают около 265 тысяч тонн овощей, в том числе томатов и огурцов. Где их взять, учитывая, что лето у нас не круглый год? Соседние страны завозят свою продукцию, но в это время и у них прохладно. Вот и решило государство заразить аграриев идеей строительства высокотехнологичных тепличных комплексов. Но дело пошло только тогда, когда появилась программа льготного кредитования.

- За это время по всей респуб­лике построено около 300 гектаров промышленных высокотехнологичных теплиц, которые позволяют собирать в три-четыре раза больше урожая, чем на открытом грунте. В итоге нашим производителям удается закрывать 60-65 процентов общей потребности рынка в тепличных овощах. Остальной объем мы по-прежнему завозим из Узбекистана и Таджикистана. Чтобы полностью удовлетворить спрос на овощи, нужно довести площадь промышленных теплиц до 500-600 гектаров, - поделился цифрами президент Ассоциации теплиц Казахстана Канат КОШМАН.

Одними из первых

О том, что овощи нужно производить круглый год, первым задумался предприниматель из Алматинской области. Идея пришла на базаре, когда Самат МУХАМЕДЬЯРОВ (теперь он директор тепличного комплекса “LSTАгро”) просто не смог найти местные помидоры. С прилавков на покупателей смотрели узбекские либо китайские овощи. Да и скучно как-то - томаты только одного сорта.

Вот взять бы соток десять, поду­мал будущий овощевод, да построить там теплицу. Это потом уже нидерландский эксперт, к которому обратились за советом, объяснил, что закрытый грунт с такой площадью - это несерьезно. Начинать надо хотя бы с одного гектара, иначе невыгодно.

Построили в итоге теплицу по нидерландской технологии, то есть в форме стеклянного домика. А что сажать-то? Пригласили белорусского агронома.

- С вашей небольшой площадью вам нужна фишка, - еще больше озадачил эксперт.

То есть надо выращивать то, чего нет у других. Например, розовые помидоры. Их тогда на рынке совсем не было, разве что у бабушек с грядок, да и то летом. В общем, привезли семена из нидерландов, посадили.

- В 2014 году у нас созрел первый урожай. Когда привезли томаты на рынок, у нас их никто не брал. Все привыкли к красным помидорам, а розовые - продукт новый. В итоге нашли одного продавца и отдали ему свои овощи по 100 тенге за килограмм, в то время как красными тогда торговали по 400. А в конце недели за нашими помидорами уже очередь была, - вспоминает Мухамедьяров.

В итоге спрос так вырос, что теп­лица с одного гектара раздобрела до семи. За это время экс­периментировали с шестью новыми сортами. Остановились на самых интересных и сложных гиб­ридах: два вида кистевых крас­ных томатов - “калонзо” и “клобого”, розовый “томимару мучо”. Все они, конечно, яркие на цвет и вкус. Но какие капризные…

Голос на томаты повышать нельзя!

Это же настоящие дети, утверждает аграрий, приходится с ними буквально нянчиться. Семена высеивают строго по лунному календарю. К этому готовятся основательно. Сотрудники приводят в чистоту не только себя, но и свои мысли.

- Наши люди знают, что с вечера не должны нервничать, у них не должно быть плохих мыслей. На рабочее мес­то мы входим с улыбкой, думаем позитивно. У нас никто не должен ругаться, - объясняет главный агроном комплекса Айман САТУ­БАЛДИНА.

В общем, на такой позитивной ноте семечко помещают в “пальчики” - это такая минерально-ватная пробка. Ее ставят в специальный тоннель с досветкой, создают нужную температуру и влажность. Кстати, эту комнату называют роддомом. Первые малыши - ростки - появятся через пять дней. Как только они дорастут до трех сантиметров, их переместят в рассадное отделение.

- Помимо нужной температуры и влажности у нас есть система зашторивания, которая регулирует приток солнечной радиации, для того чтобы растение не сгорело. Через 11 дней мы пикируем их в минерально-ватные кубики, а затем пересаживаем на специальные маты, которых у нас гектары! Тут, кстати, вообще голос повышать нельзя. Растения все чувствуют, могут даже начать пересыхать, - делится секретами Айман Сатубалдина.

Чтобы они комфортно росли, к каждому мату подведена система капельного орошения. Через нее к корню подаются вода и питание. Для каждого растения оно разное, все зависит от возраста. Нужное количество микро- и макроэлементов рассчитывает компьютерная программа.

Если кормит их автомат, то ухаживают люди. И это нужно делать очень аккуратно и стерильно, иначе помидоры могут захворать. У них, утверждает Айман, даже рак может быть! Растение почернеет и пропадет, может заразить вирусом всех соседей.

Избежать страшных недугов помогает генеральная уборка. Теп­лица, кстати, как и роддом, раз в год закрывается на большую мойку.

Без пчёл никак

А завязаться плодам помогают нидерландские пчелы. Пробовали завозить насекомых из России и Турции, но они оказались не такими активными на опыление. Полосатые трудяги, кстати, путешествуют в Алматы на самолете. У них свой бизнес-класс: сидят они в специальных домиках, где даже еда предусмотрена. После прилета пчелки начинают трудиться с восходом солнца.

- У растений на рассвете начинают раскрываться бутоны. Пчела видит ультрафиолет, это для нее сигнал, что пора работать. Она начинает совершать вылеты. В среднем бутон раскрыт в течение двух часов, и все это время она должна активно его опылять. Нам без пчел никак. Мы работаем на длинном обороте, то есть с октября по июнь. Самоопыления у томатов нет. Не будет пчел - не будет урожая, - объясняет Самат Мухамедьяров.

А еще помимо томатов тут в небольшом количестве выращивают баклажаны. Культуры, можно сказать, родственные, поэтому и соседствуют без проблем. А вот огурцы уже не посадишь. Эти овощи холить и лелеять надо по-разному. Создавая для одного оптимальные условия, автоматически создаешь дискомфорт для другого.

Большой экспорт

В общем, выращивание перечисленных сортов - дело муторное. Не всякий овощевод за это возьмется. Но зато такое качество и вкус есть только у этих томатов. А значит, и спрос хороший.

Немного обидно, конечно, что этот тепличный комплекс заточен на внешний рынок. Сейчас здесь ежемесячно производят 525 тонн томатов. И 80 процентов урожая уходит на экспорт.

- Мы поставляем томаты в крупные российские торговые сети, есть и некрупные частные предприниматели, которые тоже с нами работают. Наши помидоры можно увидеть в Москве, Барнауле, Новосибирске, Омске, Красноярске, Челябинске. Предлагали нам организовать экспорт и в Китай, но китайцам требуются большие объемы. Мы пока не можем настолько нарастить производство, - говорит с небольшим сожалением Самат Мухамедьяров.

То, что уходит на внутренний рынок, в основном идет в Семей, Усть-Каменогорск, Астану и Шымкент. Есть частные покупатели и из Алматы. А вот с торговыми сетями самого крупного мегаполиса страны у тепличников отношения как-то не сложились. Образно говоря, условия отечественному агробизнесу наши супермаркеты ставят “нетепличные”, то есть неудобные и невыгодные.

Вот и пришлось больший уклон на экспорт делать. Но это временное явление, говорит Мухамедьяров. Сейчас он собирается строить дополнительные теплицы и открывать свои фирменные магазины, чтобы можно было томаты с грядок поставлять сразу на прилавки без всяких посредников.

Елена БАХАРЕВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть