1558

О статуях и людях

Казахстанский мим Сергей ЧЕРВЯКОВ в третий раз принял участие в чемпионате живых статуй в Нидерландах. Призовое место он не получил и признался, что в далекой Европе истосковался по родной раскованной публике.

О статуях и людях

По условиям конкурса если жюри одобряет заявку, если нравится костюм претендента и то, что он может показать, то ему и помощнику оплачивают не только проживание, но еще и авиа­билеты, чтобы приехать. Чемпионат проходит сразу в трех городах - Алмаре, Алкмаре и Арнеме. Причем программа после снятых наконец ковидных ограничений была грандиозной. В Арнеме проходил собственно чемпионат, в других городах парад чемпионов прошлых лет, ночное шоу, детская и взрослая программы.

К слову, принимают участие в них как профессиональные актеры, так и любители, подрабатывающие на досуге аниматорами, и даже непрофессионалы. Кажется, что это странно - собрать со всего мира странных товарищей, оплатить им дорогу и поставить для украшения маленьких городов. Какой в этом смысл?

Надежда ЧЕРВЯКОВА, жена и помощница Сергея, еще вдобавок и урбанист, знает, как развиваются города, как взаимодействуют люди, архитектура и все сложные составляющие современного мегаполиса. Она с готовностью подключается к разговору, так что миму порой остается только делать большие глаза.

- А это очень выгодно! - объясняет Надежда. - Ну чем был замечателен Арнем до тех пор, пока 15 лет назад не начал проводить чемпионат живых скульптур? Практически ничем. Сейчас у города появился имидж веселого фестивального местечка, куда стоит заехать. В Европе очень озабочены привлечением туристов, из каждой мельницы, из каждого уголка стараются сделать туристическую приманку. Но и сами участники фестиваля уже являются хорошим стимулом для развития города, все инвестиции возвращаются: мы же ездим на такси, покупаем сувениры, вслед за многими участниками приезжают друзья и родственники. Это в Нидерландах прекрасно понимают. Поэтому все становится поводом для ивентов. Это не просто вещи, которые ассоциируются со страной, это бренды, которые долго вводились в туристический оборот: сыры, тюльпаны, даже листик конопли!

- Ну, обидно же! - успевает вставить Сергей. - Тюльпаны вообще наши земляки, да и, имея под боком Чуйскую долину, отдавать бренд листика конопли другой стране…

Собственно чемпионатом Сергей остался недоволен. И тем, что требования оказались размыты, и тем, что европейская публика вообще не предназначена для интерактива. У живой скульптуры и так не слишком много выразительных средств. Но в Европе постепенно это искусство взаимодействия с прохожими превращается в живой фон для забавных селфи или очень упрощенный театр одного актера. Червякова, как матерого профи, такой подход расстраивает до невозможности. Ему надо, чтобы прохожий не просто остановился, но вступил в контакт, стал соучастником спектакля. Иностранцы же готовы давать монетки, фото­графироваться, а вот вступать в контакт им сложно. Культура соблюдения личных границ и правил поведения мешает импровизации.

- Нашу публику я уже воспитал, - заявляет Сергей, - и люди у нас в принципе другие. У нас почти любой прохожий готов стать полноценным партнером в представлении. Его не надо особо раскачивать.

- Европейская публика воспринимает работу живой статуи на улице как театр. Они приходят, становятся на определенном расстоянии, смотрят. Важно, чтобы все было предсказуемо и по правилам. Это вообще другая аудитория, - добавляет Надежда. - Такой яркой, импровизирующей публики, готовой к игре, как в Казахстане и особенно в Алматы, больше нигде нет. Сергей каждый раз сильно рассчитывает на ответ публики, но его нет. В этом главная ошибка. Но в любом случае это классный опыт и такие поездки дают много пищи для размышлений.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть