2018

Замороженное полезнее мороженого

Алматинская область планирует круглый год кормить казахстанцев витаминами. Здесь открывается огромный комплекс, в котором будут производить овощи и пускать их на шоковую заморозку. Такая продукция во всем мире пользуется спросом среди домохозяек и профессиональных поваров. Взял заготовку, в любое время разморозил - и получай свежие баклажаны, перчик или капусту. Освоить новое направление решил один из самых успешных садоводов региона. Молодой агробизнесмен уже доказал себе и остальным, что сельское хозяйство может быть эффективным, выгодным и современным.

Замороженное полезнее мороженого

Чудо-сад

- Можете обращаться ко мне без отчества, просто по имени - Ерик, - говорит мне по телефону герой нашего материала.

Хотя он уже известен среди агробизнесменов региона, считается корифеем своего дела, но еще молод, что вдвойне приятно, ведь молодежь не особо горит желанием заниматься сельским хозяйством. Ерик выращивает интенсивные сады, сейчас их у него два: один разбит на 30 гектарах, другой - на 63.

- У меня есть бэкграунд, я финансист, раньше занимался проектным финансированием. Почему решил заняться агробизнесом? Как-то сложился стереотип, что сельское хозяйство - это неэффективно, убыточно, что это пыльная неблагодарная работа. Но это не так. Именно садоводством решил заняться, потому что я родился и вырос в Иссыке, жил по соседству с колхозными садами. Наверное, подсознательно это где-то отложилось, - перечисляет причины, побудившие его заняться агропроизводством, предприниматель Ерик МУСАКУЛОВ.

Яблоки, считает Ерик, всегда будут пользоваться спросом. Лет пять назад наши аграрии покрывали только 40 процентов от общего объема рынка. Ежегодно, анализирует садовод, казахстанцы съедают около 140 тысяч тонн этого фрукта, а выращивается раза в четыре меньше.

Помимо этой математики есть еще одна причина, почему стоит возиться с яблонями: интенсивное садоводство. Эту технологию и решил внедрить Ерик Мусакулов. Что же это за чудо-сады такие? Чем они лучше традиционных, или, как говорят, экстенсивных?

Посмотреть на них решили сами. 30 минут на машине от Алматы - и мы в Енбекшиказахском районе.

Яблоки уже собрали, сейчас заканчивают готовить деревья к зиме. Экскурсию по фруктовой плантации нам проводит агроном Владислав МУЗЫКИН.

Сад, конечно, отличается от обычного, где яблони высокие, развесистые, лохматые. Здесь они гораздо ниже, стоят, как солдатики, смирно по ниточке. Поэтому и ухаживать за ними эффективнее (осматривать, обрезать, подкарм­ливать), и собирать плоды проще. А их немало - урожайность такого сада гораздо выше традиционной.

- На заданной площади высаживают гораздо больше деревьев, чем в традиционном саду. У нас междурядье 3,3 метра, а в ряду между деревьями расстояние 90 сантиметров. В простых садах схема посадки иная - шесть мет­ров между рядами и два между саженцами. Наши саженцы были привезены из Италии, из питомника. В 2018 году мы их высадили, в 2019-м у нас уже был первый урожай. А простой сад надо ждать 5-6 лет, пока вырастет, пока дойдет и даст яблоки, - объясняет агроном компании Unifruit.

- Еще одна фишка - управление урожайностью. Многие садоводы привыкли, что их яблоньки могут какой-то сезон отдыхать. В интенсивном садоводстве такого быть не должно, - говорит Ерик Мусакулов. - Если нет урожая, значит, что-то сами сделали неверно. Если правильно ухаживать за деревьями, придерживаться технологии, то сад в зависимости от своего возраста будет давать яблоки исправно, то есть ежегодно. И это очень важно, ведь, учитывая наш климат, погода может выкинуть всякое, и ее капризы могут серьезно аукнуться на будущем урожае.

- По урожайности у нас в среднем около 33 тонн с гектара. В прошлом году было чуть больше, хотя тогда зимы толком не было, стояла плюсовая температура. Из-за таких скачков и людям бывает сложно адаптироваться, а для деревьев это вообще стресс. Они должны уйти в спячку, а тут их пробуждают, - объясняет вредность теплых зим для деревьев Владислав Музыкин.

Важно и то, что интенсивный сад дает товарное яблоко, то есть однородное по форме, размеру и вкусу. А это большой плюс, если ты производишь продукцию для продажи, особенно в крупные торговые сети или на экспорт.

- То есть 70-80 процентов урожая вы получаете в первом диапазоне качества. Тогда как если брать классические сады, где высокорослые деревья, яблоки, которые располагаются ближе к краю, побольше, окрас получится лучше. А те, что внутри дерева, поменьше, неоднородные. У них разброс по калибру, весу и окрасу, - объясняет Ерик Мусакулов.

До чего техника дошла!

Ну и то, что делает этот агропроект реально успешным, - автоматизация многих процессов. Например, полив. Тут, конечно, установили систему капельного орошения. Она давно доказала свою экономичность, и для саженцев больше пользы. Вода и необходимые витамины поступают индивидуально к каждому деревцу.

- У каждого сорта свой график полива: "джонапринц" в жару мы поливаем 3-4 часа, а вот "ред делишес" уже по-другому. Удобрения подаются тоже всем по-разному. Некоторым сортам больше нужны фосфор и калий, остальным – другие микроэлементы. У всех своя потребность. У нас есть специальный резервуар, который наполняется водой, затем добавляются удобрения, перемешиваются и распределяются по трем блокам. То есть идет разделение по разным сортам. Потом от них удобрения подаются к деревьям, - показывает нам Владислав Музыкин.

Пока мы разговаривали с Владиславом, в сады вышли рабочие на самоходных платформах. Это такие современные машины с большой люлькой, которая поднимается на нужную высоту и опус­кается. С ее помощью можно и урожай собрать, и специальные сетки раскрыть над яблонями. Они защищают плоды от града.

Идем дальше смотреть, как машины помогают в садоводстве. Вот на очередном участке механический обрезчик. Пройдется он раз со своими огромными ножницами - и прическа, точнее, ровный контур и нужная форма кроны деревьев, готова. За одну рабочую смену, рассказывает местный бригадир Жиянбай ЮЛДАШОВ, такой “цирюльник” может обрезать около пяти гектаров сада. А человек - не больше 300 яблонь. Но машины машинами, а управляют ими все равно люди, и они это делают с душой.

- Я живу в Енбекшиказахском районе, селе Толе би. Пришел сюда работать еще в 2017-м, тогда первый сад помогал закладывать, выстраивать шпалерную систему для деревьев, высаживал яблони. В итоге остался работать и по сей день. Конечно, все очень рады, что есть такой проект в области, это же работа для местных жителей. Сейчас я бригадир, слежу за работой в саду, наблюдаю за ним, радуюсь урожаю, - рассказывает Жиянбай Жумамуратович.

Кстати, тут и особая технология хранения урожая. У предприятия есть фруктохранилище на 4200 тонн, там стоят боксы, где яблочки лежат в газовой среде. Так сохранить свою свежесть они смогут до года!

- У нас был опыт. Мы в прошлом году сорт “голден”, его еще называют “золотое превосходное”, заложили на хранение в сентяб­ре, открыли только в июне. Брак второго сорта составил всего три процента с 200 тонн, - хвалится результатами Владислав Музыкин.

Вкусные яблочки расходятся по всей стране. Садоводы работают с крупными торговыми сетями, есть и небольшой экспорт в Россию.

Шоковая технология

Казалось бы, яблочное производство выстроили, точки сбыта нашли, можно работать в спокойном режиме. Но наши аграрии решают шокировать (в хорошем смысле этого слова) рынок новой продукцией - овощами шоковой заморозки.

- Мы проводили маркетинговые исследования, видим, что темп жизни ускоряется. Люди хотят меньше времени тратить на готовку, поэтому есть спрос на такую продукцию. Пока ее потребление в Казахстане не такое большое, а вот в России рынок замороженных овощей растет каждый год на 10-12 процентов. Поэтому мы в основном нацелены туда, - говорит Ерик Мусакулов.

Для производства замороженных овощей в области построят целый комплекс Frosco. В Казахстане таких нет, да и по СНГ мало. В основном из-за того, что таким заводам необходимы постоянные объемы сырья. Но и этот вопрос аграрии решили. У предприятия есть 200 гектаров собственных полей, на которых будут выращивать перец, баклажаны, цветную капусту, брокколи и помидоры. Но этого недостаточно. Уже подсчитали, что урожая соберут примерно на две тысячи тонн, а мощность переработки в пять раз больше. Поэтому на территории комплекса заканчивают строительство теплицы для доращивания рассады различных культур.

- Это будет производство рассады с нуля, ее смогут приобретать местные фермеры на выгодных условиях. Для чего нам это? Мы понимаем, что не можем выращивать все культуры, у каждой свои особенности в вегетации. Поэтому решили, что три-четыре вида овощей будем сами производить, а в остальном привлечем фермеров, чтобы они для нас выращивали. Хотим популяризировать овощеводство в регионе, - объясняет Ерик.

Получается мультипликативный эффект: и производителям хорошо - всегда при сырье, и аграрии в выигрыше - займутся выращиванием новых культур, при этом у них будет гарантированная точка сбыта. Кстати, крестьяне могут объединяться в кооперативы и не только продавать овощи или ягоды заводу, но и заказывать их заморозку, а потом сбывать самостоятельно. Или же реализацию готово взять на себя само предприятие. В том, что спрос на замороженные перчики да капусту будет расти, сомнений нет. Во-первых, это удобно. Во-вторых, при такой технологии овощи полностью сохраняют свои свойства. И да, наши заморозки в морозильниках - это далеко не альтернатива.

- Обычная заморозка той же ягоды в домашних условиях происходит небыстро, кристаллизация внутри той же клубники происходит дольше, нарушаются клеточные связи. И при разморозке та же клубника у вас превращается в кашу, теряет свою структуру, - объясняет предприниматель.

Как это происходит в промышленном формате? Возьмем перчик. Он поступает на переработку, его моют, чистят, режут соломкой или кубиками. А вот цветную капусту еще и бланшировать надо, то есть обработать паром. И только потом овощи отправляют в туннель заморозки.

- В туннель подается воздух, температура его минус 40-42 градуса. Происходит шоковая заморозка продуктов в доли секунды. Клеточные связи сохранены, значит, с точки зрения полезности сохраняются все макро- и микроэлементы более чем на 90 процентов. Ну и продукт не теряет своей формы, - рассказал Ерик Мусакулов.

Готовую заморозку будут фасовать в антисептические пакеты и по коробкам. В розницу, говорит Ерик, продавать невыгодно: нужен большой ассортимент, чтобы делать те же миксы из овощей. Предприятие будет выходить на крупные, известные российские и казахстанские бренды и поставлять заготовки.

Как осилить такие проекты?

Понятно, что не без помощи государства. Например, сады удалось разбить за счет льготного кредита. Его выдали в тенге под 6 процентов годовых, еще и два года каникул предусмотрели. То есть можно выйти на урожайность, а потом уже думать о выплатах. А в комплекс по переработке и заморозке плодо­овощной продукции им вообще согласились инвестировать 70 процентов от необходимого объема финансов также под 6 процентов годовых. Всю работу по реализации проектов контролирует акимат области, ведь агропром - один из приоритетов региона. Сегодня в регионе производится 9 процентов от общего объема сельскохозяйственной продукции страны.

- Объем валового выпуска продукции сельского хозяйства в январе-августе 2022 года составил 336,9 миллиарда тенге, что составило 101,8 процента к этому же периоду за прошлый год. В том числе животноводство - 219,5 миллиарда тенге, соответственно, 104,2 процента, растениеводство - 116,9 миллиарда тенге - 97,9 процента, услуги в сельском хозяйстве - 0,54 миллиарда тенге, - разложили нам в акимате Алматинской области.

Эти цифры, понятно, хочется умножить. Для начала необходимо увеличить площадь орошаемых земель. В акимате рассчитывают, что до 2025 года в области будет не меньше 24 тысяч гектаров поливных угодий. Много сырья - больше переработка, а значит, и предприятий таких надо больше открывать. В ближайшие несколько лет здесь планируют реализовать 51 такой инвестпроект. Хотелось бы, чтобы все планы сбылись.

Елена БАХАРЕВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть