5231

История на колёсах

Недалеко от Алматы живет умелец, который реанимирует редкие авто: либо после страшнейших ДТП, либо уникальные модели, искореженные временем.

История на колёсах

На реставрации у Николая ПОТАПОВА и ГАЗ М-1, он же “черный воронок”, и советский лимузин ЗИЛ-114, и ГАЗ-21 “Волга”. Кстати, она была культом советского машиностроения и кинематографа в 1950-1960-х. Увидеть ее можно в фильмах “Берегись автомобиля”, “Бриллиантовая рука”, “Старики-разбойники”. Как из ржавого кузова заново создать мечту автомобилиста?

Заходим на СТО, а там с десяток кузовов: какие-то стоят после пескоструйной обработки голые, другие уже покрашены или ждут своих деталей. Прямо у входа на нас смотрит разобранный ГАЗ М-1 1936 года выпуска! В народе его прозвали “черным воронком” и сильно побаивались. Именно на таких увозили на допросы и в лагеря. Машина с непростой историей попала к Николаю Потапову еще лет 20 назад. Тогда же он и начал всерьез заниматься реставрацией.

- Ко мне обратились ребята из Алматинского музея автомобилей, попросили отреставрировать “Чайку-13”. Работу я сделал, а в качестве оплаты попросил отдать ГАЗ М-1. Мне всегда нравилась эта модель. Их очень мало осталось. 80 процентов этих авто погибло на фронте, оставшиеся - это, видимо, те, что были на службе НКВД. Я купил на него все чертежи, чтобы воссоздать машину. Но времени мало, ведь есть частные заказы. Да и цены на ее детали фантастические. Одна эмблема ГАЗ М-1 три года назад в России стоила 40 тысяч рублей! - возмущается Николай Потапов.

Да, реставрация - удовольствие дорогое. Если машина в труху от коррозии, тогда, возможно, придется покупать еще одну такую же модель, разбирать “донора” на детали. Ищут их по всему СНГ и даже за рубежом. Ведь на СТО у Николая Потапова не только советский автопром. Например, сюда привозят и редчайшие экземпляры “тойоты” еще 1980-х годов: Land Cruiser, Hilux Surf, Corolla. Все они были первыми в своих модельных рядах! Вот и приходится у японцев детали запрашивать. В Америке с этим проще, у них можно прийти на завод и заказать нужные запчасти.

Есть и другой вариант. На СТО к Николаю Алексеевичу поставили ГАЗ-21 “Волгу”. После обработки и осмотра стало понятно, что днище прогнило так, что ноги внизу видно. Новое по оригинальным чертежам мастер из листа железа сварил сам - не отличишь. В общем, возни много. На хорошую реставрацию машины уходит от года и больше. Готовое авто тянет по стоимости на новую иномарку из салона.

- Иногда меня хозяева авто спрашивают: а я смогу потом на работу на ней ездить иногда? Можно, но вы не захотите. Когда посчитаете, во сколько обошлась реставрация, тогда на ней не то что лишний раз на дороги выезжать не будете, а мух от нее отгонять станете! - подшучивает Николай Потапов.

Вот в специальной камере под софитами красуется ЗИЛ-114. Первый советский лимузин, который выпускали с 1967 по 1978 год.

- Что интересно, это малосерийное авто. Всего было собрано 113 экземпляров. Порядковый номер этого - 67. Оно представительского класса. Понятно, что за ним хорошо следили, поэтому в хорошем состоянии. Сейчас занимаюсь его покраской - будет оригинального черного цвета, а потом заново буду воссоздавать салон, - рассказывает реставратор.

Но все же приз зрительских симпатий я бы отдала ВАЗ-2102. Ну что за красотка! В модном горчичном цвете, даже кожаные сиденья авто в том же оттенке, хром блестит, фары подмигивают. Садишься - салон тебя, как в машине времени, откидывает в детство, будто снова прокатился на дедушкиных “жигулях”. Кстати, эта машина Николаю Потапову досталась от дяди супруги. Реставратор, правда, заглядывался на его мотоцикл - тот был заядлым байкером. Но у пенсионера рука не поднялась его отдать, а вот “жигуленок” - забирай, мудри над ним! Вот и вышел из рук мастера шедевр реставрации. В этой машине почти все родное, пришлось поменять только резину да карбюратор.

- Интересно, на этой модели боковое зеркало стоит только с водительской стороны. Раньше не так много машин было на дорогах - обходились. Я не стал ей ставить зеркало с другой стороны. Все должно быть так, как было. В этом и есть высший пилотаж реставрации - воссоздать авто в оригинале. Поэтому оно такие бурные эмоции и вызывает у всех. Я на этом “жигуленке” на Парад Победы ездил, так мне крутые современные автомобили типа LandCruiser дорогу уступали, из окна водители поднимали большой палец вверх - мол, круто! - с удовольствием вспоминает мастер.

- За сколько продадите ее?

- Вот “жигули” ни за какие деньги не отдам. В ней не просто история, а история нашей семьи.

Елена БАХАРЕВА, фото Олега СПИВАКА, Алматы

Поделиться
Класснуть