Зачем нам урбанисты?
Говорят, что городские акиматы вынуждены привлекать иностранных специалистов для создания комфортной городской среды, поскольку своих профессиональных кадров в Казахстане нет. А есть ли реальная потребность в новомодной профессии?
Почти 60 процентов казахстанцев проживают в городах, где, по данным ассоциации урбанистов, ежегодный прирост населения составляет 4,7 процента. В итоге города раздуваются, становясь перегруженной и злой средой обитания.
Спасти города от статуса “гетто” смогут только урбанисты - так считают представители этой пока еще не очень распространенной в нашей стране профессии. У нас даже одноименные управления при акиматах уже появились.
- Урбанистика нужна для того, чтобы осмысленно и рационально внедрять изменения в городах. Это научный подход к проектированию, исследование, транспортное планирование, это аналитика: какие жители в городе живут, социологический срез. В урбанистике не только архитекторы должны работать, но и социологи, антропологи, политологи, философы, - объясняет урбанист Анель МОЛДАХМЕТОВА.
Казахстану довольно долго приходилось привлекать зарубежных специалистов, говорит Молдахметова (один из немногих профессиональных урбанистов в Казахстане). На каком-то этапе, может, это и было оправданно. Но свои кадры мы почти не выращивали.
- У нас чаще всего приглашали российских экспертов, пользовались их методологией. Но у нас своя страна, у них - своя. У нас разные реалии, другой менталитет. Тогда это была необходимая мера. Но нам нужны наши специалисты, потому что иностранцы не смогут, приехав на пару дней, полностью погрузиться в среду и предложить решения, которые нужны нашим городам, - объясняет Анель.
Пример, который у всех на виду, - задумки известного датского урбаниста Яна ГЕЙЛА. Благодаря рекомендациям дорогостоящего датчанина в Алматы появилось больше общественных пространств, пешеходных зон и велосипедных дорожек.
- А кто-нибудь делал анализ этих велодорожек в Копенгагене? Ведь там абсолютно ровное место, велодорожки сделаны в старой части города - там, где нет транспорта. А у нас в Алматы с этим проблема, - критически оценивает опыт сотрудничества мегаполиса с дорогим урбанистом экс-руководитель управления архитектуры и градостроительства Алматы, почетный архитектор Казахстана Габит САДЫРБАЕВ. - В итоге велодорожки просто превратились в памятник тому, как не надо делать.
Нашим специалистам таких огромных проектов, какой достался Гейлу, не предлагали. Но без дела они тоже не сидели. Плоды их труда тоже кое-где можно пощупать руками.
- Мы занимались реконструкцией одного из алматинских парков в районе улиц Абая - Байзакова. Применили известный в мировой урбанистике метод - партисипативное проектирование, то есть вовлекали жителей в сам процесс. Выясняли, что они хотят здесь увидеть, их потребности, вместе закладывали все это в концепцию. А уже потом через акимат нанимали архитекторов, проводили тендер среди строителей. То есть мы стали мостом между жителями, экспертами и городской властью, - вспоминает свой опыт член совета Ассоциации урбанистов Казахстана Адия КАРСЫБЕК.
Кстати, Адия - урбанист с пятилетним практическим стажем, но с дипломом архитектора. Проекты в стране есть, говорит Адия, но не хватает кадров. Тех, кто действительно в теме, по ее словам, на всю страну от силы человек 40-50. А с профессиональным образованием и того меньше. Но совсем скоро дипломы получат выпускники двух казахстанских вузов, где теперь готовят урбанистов и сити-менеджеров.
По мнению экспертов, сити-менеджеры пригодятся в городских администрациях или в том же строительном секторе. Такие универсальные спецы смогут анализировать и подсказывать, как тот или иной объект сможет вписаться в город, будет ли он полезным, удобным.
А вот ученые считают, что такие познания, может, и полезны для общего развития, но готовить отдельных специалистов в этом направлении нет смысла.
Профессор, академик, директор Института архитектуры и строительства им. Т. К. Басенова Болат КУСПАНГАЛИЕВ не может понять того ажиотажа, что в последние годы возник вокруг урбанистики. В качестве западного опыта она, конечно, интересна, но выделять ее в отдельную науку и тем более внедрять здесь как отдельную профессию он смысла не видит.
- Департамент архитектуры и градостроительства вдруг преобразуется в департамент архитектуры и урбанистики. Но урбанистика и градостроительство - это, в принципе, синонимы. Планированием городов, разработкой ПДП, прочими планировочными решениями занимаются градостроители. А если говорить о комплексном видении развития города, то градостроители, проектировщики, ландшафтные архитекторы, прежде чем приступить к проектированию того или иного парка, всегда проводили аналитику, анкетирование жителей. В стенах института архитектуры и строительства я сам внедрил такой предмет, как предпроектный анализ. Он обязательно нужен, прежде чем приступить к проектированию. Насчет урбанистики, я считаю, она может быть полезна как отдельный предмет в рамках курса, и все, - уверен Болат Куспангалиев.
Урбанисты же считают, что путать их с градостроителями не стоит. Якобы они все же видят развитие города в более широких горизонтах. В одном оппоненты сходятся: комфортным город станет тогда, когда его позволят создавать правильно. Поэтому сейчас, как считает Габит Садырбаев, важнее задуматься об эффективности законов:
- Нужно восстановить законность, восстановить все, что мы повычеркивали, из-за чего не соблюдают законы архитектуры и градостроительства, где определена высотность, плотность, транспортная доступность. Давайте соблюдать закон! И не надо для этого много большого ума и каких-то новомодных профессий. Все уже давным-давно придумано.
Елена БАХАРЕВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы