Между качеством и количеством
Изменятся ли подходы к распределению грантов для обучения в вузах и их количество
Эксперты и министр образования и науки Асхат АЙМАГАМБЕТОВ обсудили в Алматы госпрограмму развития образования на 2020-2025 годы. Говорили в основном о вузовских проблемах: повышении квалификации кадров, развитии науки, о том, как сделать равным доступ к высшему образованию. Не секрет, что выпускникам сельских школ трудно конкурировать с городскими. Варианты предлагали разные, вплоть до того, чтобы выдавать ребятам из глубинки гранты в приоритетном порядке, а там, дескать, они подтянутся и покажут себя.
- Как вы относитесь к тому, чтобы предоставлять гранты абитуриентам и студентам не за успехи в учебе, а опираясь на социальный статус? - спросили министра.
- Сейчас мы рассматриваем несколько видов грантов. Первый - базовый, который будет покрывать расходы на обучение и стипендию. Второй - социальный: помимо перечисленного выше абитуриент будет получать общежитие в приоритетном порядке. Третий вид - “Дарын”, грант для одаренных детей. Он кроме прочего предполагает выплату повышенной стипендии и стажировку за рубежом. Мы при распределении грантов будем учитывать и знания, и социальное положение. Понимаем, что сельским детям нужны социальные лифты. Они не виноваты в том, что не могут набрать много баллов на ЕНТ - нужно учитывать и отличия в инфраструктуре, возможностях получить дополнительное образование.
- Приглашение студента в тот вуз, в котором он не готов учиться, нельзя назвать социальным лифтом, - возразил ректор университета NARXOZ Эндрю ВАХТЕЛЬ. - Это все равно что бросить человека в водоем с акулами и рассчитывать на то, что он выплывет. Нужна система, благодаря которой одаренных сельских детей можно было бы заранее выявлять, подтягивать их знания до общего уровня, а потом принимать в вузы. Нельзя говорить: они из бедных семей - дайте им грант. Ничего хорошего из этого не получится.
- Никто автоматически гранты давать не будет. Есть определенные пороговые баллы, - парировал Аймагамбетов.
- Но они до такой степени минимальны, что ничего не значат, - настаивал на своем Вахтель.
Тема “А не слишком ли государство щедро раздает гранты?” прошла рефреном, когда обсуждали другой болезненный вопрос: нужно ли регулировать деятельность вузов административными методами, если есть рыночные? Это сейчас очень актуально, учитывая, что идут суды об отзыве лицензии сразу у нескольких частных вузов, а в минувшем январе права заниматься образовательной деятельностью лишился Региональный социально-инновационный университет Шымкента, в котором учились 32 тысячи человек.
Одни эксперты говорили, что грантов нужно еще больше, другие, напротив, ратовали за их сокращение: мол, нужно пересмотреть политику и, сокращая их количество, увеличивать стоимость, то есть выделять больше денег на обучение одного студента. Дать 15 тысяч грантов вместо нынешних 60 тысяч, ввести качественную аккредитацию вузов, чтобы в Минобре были уверены, что студентам дают хорошее образование, ведь тогда и университеты, печатающие дипломы, закроются сами.
- А пока почти каждый дышащий человек получает грант, рыночные механизмы работать не будут. Поэтому нужно не применять карательные меры, а сделать так, чтобы эти вузы умерли своей смертью, - прозвучала чуть ли не вердиктом чья-то реплика.
- Мы судимся с несколькими вузами, студенты знают, что их закроют, но практически никто не уходит, - вновь взял слово министр Аймагамбетов. - Спрашиваем: “Почему?” Студенты нам отвечают: “Здесь дешево: мы платим 100-150 тысяч тенге в год, и нам нужно просто получить диплом”. Сейчас в вузах Казахстана обучается 640 тысяч студентов, только порядка 200 тысяч - на грантах. В тех вузах, которые мы собираемся закрывать, нет ни одного грантника. И эти университеты нормально живут и без них. Поэтому тезис “Не давайте им гранты - они сами умрут”, к сожалению, не работает. Да, несколько лет назад в год выдавалось 36 тысяч грантов, сейчас их 56 тысяч. Но при этом количество выпускников растет: в этом году их будет 150 тысяч, в 2030-м - 350 тысяч. Если мы уменьшим количество грантов, часть ребят уедет в другие страны. Поэтому мы не будет уменьшать количество грантов, но при этом в несколько раз увеличим им стоимость, потому что за 340 тысяч тенге в год, как сейчас, обучить специалиста в вузе невозможно.
Аймагамбетов говорил о том, что Минобразования и науки часто критикуют за изменения. Но он уверен, что они нужны. Важно сделать так, чтобы реформы были системными, а не мозаичными. И ведь не поспоришь, пока не увидишь, получится ли это.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и Владимира заикина, Алматы