2591

Задача-минимум

Молодым IT-шникам предложили разработать информационные программы и приложения, которые улучшат сервис Жилстройсбербанка.

Задача-минимум

С 29 ноября по 1 декабря 2019 года в Алматы прошел Baiterek Hackathon, который организовали АО “НУХ “Байтерек”, АО QazTech Ventures и АО “Жилстройсбербанк Казахстана”. В мегаполисе собралось более 250 молодых IT-специалистов, студентов и выпускников технических факультетов из разных городов Казахстана. За два дня они должны были разработать новые мобильные приложения и программы, некоторые из них, возможно, будут использоваться в Жилстройсбербанке.

Думаю, человек, который случайно забрел бы в эти выходные в залы SmArt.Point в Алматы, где проходил хакатон, не сразу бы сообразил, что здесь происходит. С одной стороны, ребята в толстовках и джинсах, которые что-то активно обсуждают, тут же забивают эти данные в компьютер и продолжают спорить. Рядом парни, которые спят прямо на скамейках в лекционном зале. Кто-то расположился на полу и, не отрываясь от работы, пьет кофе. И всюду какие-то бумажки с цифрами и схемами, чьи-то вещи, техника, стулья - в общем, кошмарный сон педанта.

Но примерно так обычно и выглядит процесс создания новых цифровых программ и приложений, которые в дальнейшем использует чуть ли не каждый из нас. Участники хакатона не просто проводили здесь время - они здесь жили. Сначала разработчики, менеджеры, финансисты и дизайнеры разделились на 58 команд (количество участников в них было разное - от двух до пяти человек), после общения с менторами, мас­тер-классов и промежуточного отбора их осталось 24, а в финал вышли только 12.

Цель перед всеми стояла одна - создать сервис для клиентов банка, который в дальнейшем реально можно было бы использовать в Жилстрое. Главное условие - проект должен быть полезным, его нужно было создать именно на хакатоне, и всего за 48 часов.

- Сегодня современные технологии активно проникают в нашу повседневную жизнь, буквально ежедневно меняя наши привычки и потребности. Соответственно, растут и ожидания клиентов Жилстройсбербанка, и мы не можем этого не замечать, - сказала на открытии Baiterek Hackathon председатель правления Жилстройсбербанка Ляззат ИБРАГИМОВА. - Поэтому сейчас банк активно внедряет новые цифровые инструменты, автоматизирует бизнес-процессы. Согласно нашей стратегии через три года мы видим себя устойчивым и высокотехнологичным, клиентоориентированным, социально значимым финансовым институтом. Планируем, что в 2023 году 70 процентов операций по обслуживанию клиентов мы будем предоставлять в online-режиме.

Сейчас Жилстройсбербанк благодаря доступности своих продуктов лидирует на рынке долгосрочных депозитов и кредитов. В 2019 году банк выдал более 61 процента от общей доли всей казахстанской ипотеки в стране, кредиты на покупку своего жилья в этом году уже получили 45 тысяч казахстанских семей. Если сравнивать, то три года назад, в 2016-м, мы обеспечивали жильем в три раза меньше казахстанцев: тогда банк выдал 15 851 заем. Сейчас нам доверяют и копят на будущее жилье 1,5 млн казахстанцев, три года назад вкладчиков было в два раза меньше - чуть более 800 тысяч.

Вместе с количеством клиентов банка растет и спрос с их стороны, и мы должны соответствовать их ожиданиям и предоставлять качественные услуги. В нынешнем цифровом мире речь идет в первую очередь о дистанционных услугах, которые позволяли бы нашим клиентам, сидя дома, открыть депозит, пополнить свой счет или оплатить кредит, получить предварительное одобрение по займам и фактически обратиться в банк лишь в момент выдачи кредита.

В Жилстройсбербанке провели анализ всех процессов, происходящих внутри системы, и выявили четыре, как здесь говорят, болевые точки банка. Именно их и должны были “вылечить” участники хакатона, предложив для этого современные IT-инструменты. Все они так или иначе связаны с клиентами: как научить копить деньги, помочь самостоятельно разобраться в программах и продуктах, которые предлагает Жилстрой, сделать более продуктивным то время, которое они проводят в отделениях банка, и, наконец, создать программу, которая положительно отразилась бы на эффективности взаимодействия сотрудников банка.

И... началось. Все команды-финалисты знали, за что борются. Призовой фонд - два миллиона тенге. Но деньги в данном случае не самое главное. Участники понимали, что это редкая возможность разработать стартап, который в дальнейшем может стать реальным бизнес-проектом, приносящим постоянную прибыль. Вот народ и валился с ног, спал, не выходя из здания SmArt.Point Алматы, и спорил до хрипоты. И оно того стоило. Участников и идей было много, поэтому хакатон пришлось завершить позже, чем было запланировано. Когда же жюри вышло, чтобы объявить результаты, в зале, в котором за эти два дня, кажется, не было ни минуты тишины, можно было услышать, как кто-то от волнения чуть сдвинул стул.

- Сегодня одна команда победила, но она одержала верх лишь в одной битве. Войну выиграет тот, кто дойдет до конца и сделает продукт, которым будут пользоваться люди, - сказала, перед тем как объявить лучшую команду, Ляззат Ибрагимова. - Итак, первой стала… команда “Пожилые”! Я поздравляю вас! Вы получаете один миллион тенге!

А дальше можно было ничего не говорить, потому что эмоций через край и радости не на одну команду. Хотя “Пожилые” - это всего два человека: студент первого курса IT-университета Курманбай ЕСЕНТАЙ и выпускник Назабраев Университета Илияс АХМЕТОВ, но друзья их поддерживали так громко, будто победителями стали человек двадцать.

- Мы давно знакомы с Илиясом и раньше участвовали с ним в различных хакатонах, даже были победителями, - рассказал Курманбай Есентай. - Об этом хакатоне мы узнали в соцсетях и решили попробовать. Идеи у нас, конечно, были. Но когда мы пришли и узнали, какие проблемы банк хотел бы решить, поняли, что нужно придумывать что-то другое. Пришлось переформатироваться. Ночевать домой мы уехали только в первый день, а во второй остались в SmArt.Point. И пока другие спали, мы разрабатывали программу, которая значительно сократит время заполнения документов, необходимых для открытия депозита и получения кредита. Сейчас это занимает достаточно много времени, мы хотим решить эту проблему. Если все получится, нужно будет просто сфотографировать удостоверение личности, и в базе банка появятся все данные клиента. Сейчас самое главное - доработать проект и внед­рить его в Жилстройсбербанке. Это наша следующая цель.

Победа в хакатоне действительно лишь первый шаг. В Жилстройсбербанке приняли решение продолжить работу со всеми 12 командами, которые прошли в финал - с ними в ближайшие три-четыре месяца будут плотно сотрудничать специалисты банка, чтобы доработать все предложенные ими варианты.

Оксана АКУЛОВА, фото предоставлены пресс-службой АО “Жилстройсбербанк Казахстана”, Алматы

Поделиться
Класснуть