3325

Зачем распилили корабли?

Алматинец Александр ГАБЧЕНКО пробежал 2135 километров по Казахстану и подметил опытным взглядом путешественника, где у нас непорядок

Зачем распилили корабли?

Недавно Александр завершил свой концептуальный приключенческий забег I Run Kazakhstan. За 13 месяцев он побывал в каждом регионе страны, где на бегу - в прямом смысле! - осмотрел главные природные достопримечательности.

- Главная идея проекта - показать казахстанцам, что наша республика богата природными локациями для активного отдыха, - говорит любитель трейлраннинга (бег по природному рельефу). - Во многих регионах выбор красивых мест настолько большой, что пришлось голову ломать, где же лучше бежать.

Свои маршруты Александр прокладывал по пересеченной местности без асфальта вдали от городов и населенных пунктов. Самый высокогорный участок был в Жамбылской области в ущелье Мерке, где высшая точка 2627 метров, а набор по вертикали составил 1300 метров. Дистанция ниже уровня моря - от минус 10 до минус 50 метров - получилась на Каспийском побережье.

- Многие ландшафтные и природные достопримечательности впервые встретили путешественника такого формата. В 11 локациях из 14 никогда не было бегунов, - продолжает он. - Многие места незнакомы казахстанцам. Почему? Нет информации. Инфраструктура - это не только дороги, а гораздо больше. Логистика в наших национальных парках хромает на обе ноги. Найти красивые природные локации трудно, но добраться самостоятельно еще сложнее. В лучшем случае турист может рассчитывать на организованный тур, но самостоятельное путешествие почти невозможно. Нет автобусного сообщения, навигации.

- В тех природных парках, которые я посетил в рамках своего проекта, никто не ведет статистики посещений. А ведь у каждого места есть определенный ресурс. В мире в национальных парках, чтобы попасть на какую-то достопримечательность, нужно записаться онлайн и ждать своей очереди. Таким образом регулируют антропогенное воздействие на природу. А у нас? Взять хотя бы Боровое. Оно не выдерживает натиска антропогенного воздействия. Почему? Недостаточно строгое отношение в рамках действующего законодательства об особо охраняемых территориях. Там построили дорогу, но, опять же, это хорошо для автолюбителей, но плохо для природы. Надо стимулировать людей посещать Боровое на общественном транспорте, это меньшее зло для парка, - отмечает путешественник.

- Или в Атырауской области есть ландшафтная достопримечательность Аккергешен. В этих местах встречаются отпечатки и окаменелости вымерших динозавров, морских животных, к примеру головоногих моллюсков - аммониты времен верхнемеловых отложений. Уникальное место для создания здесь геологического парка. При этом местность уязвима и нуждается во внимании и защите. Если ее будут посещать 10 тысяч человек в месяц, конечно, все вытопчут, - считает Габченко.

Особенно Александра встревожила судьба уникального творения природы - песков Баркын в Актюбинской области. Красота этого места завораживает: огромные сосны растут среди песков. Кроме того, под песками находится резервуар подземных вод. К тому же вода прямо у поверхности почвы. Местные жители используют пески в лечебных целях: принимают песочные ванны при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, невритах и радикулитах. Но сейчас пески Баркын находятся под угрозой. Там провели разведочное бурение и обнаружили нефть. Запасы небольшие, но компания собирается вести добычу.

- Нельзя допустить, чтобы такая достопримечательность была утеряна. Государству нужно взять этот вопрос на особый контроль! - призывает путешественник. - Этому месту необходимо придать статус природного заповедника либо национального резервата.

На вопрос, как нам привлечь иностранных туристов, Александр утверждает: надо подходить к делу творчески и креативно. Иногда даже мусор может стать достопримечательностью.

- Все знают про природную катастрофу Аральского моря. Я был в этих местах в 2006 году в рамках велопробега. Что изменилось с того времени? Предприимчивые бизнесмены распилили все кораб­ли, оказавшиеся на суше после высыхания Арала, на металлолом и продали в Китай. И это ужасно, потому что корабли могли стать объектами туризма, как это случилось в Узбекистане. Там после ухода воды смогли сберечь корабли, и теперь туда приезжают толпы туристов, чтобы посмотреть на последствия природной катастрофы, - говорит Александр.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Александра СИПЕТОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть