1026

Лагерфельду и не снилось

И снова Музей искусств им. Кастеева делает подарок ценителям искусства - выставляет лучшие образцы казахской традиционной вышивки в экспозиции “Узоры Великой степи”.

Лагерфельду  и не снилось
Очень хочется потрогать.

Знаете, что меня поразило больше всего на этой выставке? Даже не тускиизы, не башкуры - ленты, скрепляющие и украшающие юрту, не наборные пояса. А две пары штанов из Карагандинской области, сурового региона, как мы привыкли считать. По историческим фильмам степняки представляются в чем-то немарком, простых тонов и кроя. А здесь прямо возникает эдакий степной Лагерфельд, ломающий все стереотипы. Штаны сочного желто-персикового цвета, с затейливым кроем, богатейшей вышивкой ювелирным тамбурным швом. Причем вышит не просто орнамент, брутальный и суровый, а цветочки-лепесточки, радость жизни и палитра красок. Одни штаны сшиты из замши. Модницам остается только сохнуть от зависти. И сразу крамольная мысль: это как же надо любить своего мужа, чтобы столько корпеть над банальной деталью туалета, которая пачкается и портится быстрее всего?!.

Широкие пояса для женской талии.

Еще одно наблюдение: в витрине рядом богатые пояса, причем женские шире и массивнее мужских. Вообще выставка хороша тем, что грамотно устроена и дает простор для мысли. Да, примерно то же самое есть в постоянной экспозиции за застекленными витринами. Но здесь можно рассмотреть образцы совсем близко, восхититься разнообразием стилей. Действительно, эти чудеса творили не ремесленники, а настоящие художники, только вместо кистей и красок у них были иголка и нитка. Жаль, история не сохранила имен, и на этикетках присутствует лишь скупая информация: год, область, материал. Хотя видно, что вот этот тускииз вышивала умелица с большой фантазией, она не соблюдала законов симметрии, все увиденные в степи цветы переносила на ткань. А рядом почти философское произведение с символикой, восходящей к тенгрианству, - круги, спирали, солнце, четкие геометрические линии.

- Профессионалы выделяют четыре типа орнаментов: растительные, зооморфные, космогонические и геометрические, - рассказывает руководитель пресс-службы музея Клара ИСАБАЕВА. - Причем даже орнаменты на основе рожек имеют очень много подвидов и у каждого свое название. Мы сейчас уже знаем, что многие технологии пришли в Европу с Востока, из степей. Здесь с самого раннего детства обучали ремеслу. Так, во время обряда беташар жених дарил невесте иголку. А в качестве приданого она приносила с собой ковер, который расшивала собственноручно. Это ковры особенной формы. Тускииз представляет собой рамку для уважаемых людей: с трех сторон он обычно богато украшен, а часть остается не заполненной орнаментом, чтобы на этом фоне сидящие на почетном месте не терялись.

Фрагмент тускииза.

- Распространенный вид женского ремесла - вышивка, она появилась в степях Казахстана с незапамятных времен, - дополняет куратор выставки Гулаим ЖУМАБЕКОВА. - По мнению исследователей, вышивать тамбурным швом умели племена, жившие на территории Центральной Азии и Алтая еще в сакскую эпоху. Узоры имели символическое значение оберега. Поэтому в народной вышивке часто встречаются солярные розетки в комбинации с различными вариациями растительных элементов, мотивы мировой горы, мирового древа, вьющиеся побеги, трилистники, листья сложной конфигурации, плоды, цветки и бутоны. В казахском орнаменте флористические мотивы были связаны с древним культом плодородия.

Глядя на это разнообразие, невольно задаешься вопросом: а как же тяжелый быт, голод, холод, войны и кочевки? Судя по красочности убранства, кажется, что жизнь была сплошным праздником. Но искусствоведы знают ответ и на этот вопрос. Действительно, жизнь кочевника была тяжела настолько, что как раз домашнее убранство делали максимально ярким, красивым, наполняли оберегами, а главным талисманом были гармония и радость. За это отвечали женщины, создавая такие вышитые полотна.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть