2154

Экипаж уходит в море

   Казахстанские журналисты на несколько дней окунулись в жизнь и быт Актауского военного гарнизона. Пресс-тур на запад, организованный Министерством обороны РК, был насыщенным и интересным, но самое главное, акулы пера на себе ощутили, насколько нелегка служба моряка.
Рано утром военный борт с журналистами на борту вылетел в Актау. По дороге мы сделали посадку в Астане и забрали столичных коллег. После семи часов в небе мы приземлились в актауском аэропорту.
Пока садились, в небе послышался такой рев, что некоторые инстинктивно пригнулись.
- Это истребитель Су-27 взлетел, - успокоили нас летевшие с нами летчики.
К слову, Актауский гарнизон уникален, потому что здесь сконцентрированы соединения и воинские части всех видов Вооруженных сил республики. Это сухопутные войска, силы воздушной обороны, военно-морские силы, Национальная гвардия и пограничники.

Наш пресс-тур начался с посещения авиабазы, где мы увидели тренировочный полет истребителя Су-27, посмотрели образцы воооружения и военной техники, а также смогли примерить экипировку летчиков.
– Мы в основном выполняем задачу по обороне, - рассказал командир авиационной базы  полковник Жанибек ЖУМАШЕВ, который еще пять минут назад рассекал небесную синеву на истребителе Су-27. - Сейчас мы совершали тренировочные полеты на сложный пилотаж на средних и малых высотах. Наша страна не имеет явного противника, но угроза есть всегда, поэтому мы должны уметь брать цель как на земле, так и на море. Для этого и оттачиваем мастерство.
Понаблюдав за полетами, мы отправились в учебный центр войсковой части 29011, где нас ждал вкусный ужин и мягкие кровати.
- Рота, подъем, подъем! - разбудил нас голос дневального.
Позавтракав, мы выдвинулись в военный порт. Все с нетерпением ждали возможности выйти в море на боевом судне.
Журналистов разделили на две команды, выдали спасательные жилеты, провели инструктаж, как себя вести на судне и благословили в плавание.

Наш журналиский экипаж оказалась на боевом ракетно-артиллерийском корабле «Орал». Надо отметить, что эти и другие корабли отечественного производства были построены по заказу Минобороны РК на Уральском заводе «Зенит». «Орал» был спущен на воду в 2013 году и может развивать скорость 25-28 узлов.
- Отдать швартовые! - звучит команда, и мы отчаливаем от берега. Набирая обороты, выходим в Каспийское море.
На корабле своя жизнь, свой устав и даже свой язык. К примеру, уборная называется «гальюн», кухня - «камбуз», скамейка - «банка». На палубе нельзя плеваться и свистеть - к неприятностям.
Посчастливилось мне побывать в ходовой рубке (место, откуда идет управление кораблем). Вместо привычного, как в кино, большого штурвала - джойстик. Им можно управлять вручную или поставить в режим авторуля. Рядом панель для подачи сигналов «покинуть судно», «аврал», «тревога» и так далее.
Своя жизнь и на камбузе. Здесь не повар, а кок, и готовит он не только макароны по-флотски.
- Сегодня будет жареная картошка с мясом, - говорит старший матрос Михаил БАЛАНДИН. - Меню у нас разнообразное. Когда в море выходим, то стараемся готовить так, чтобы блюда не повторялись.
Нашу беседу с коком прервала стрельба. Бегу на палубу с мыслью, что на нас напали пираты! Но… Оказывается пришло время учебных стрельб из крупнокалиберного пулемета «Утес». Это оружие помимо огневого воздействия на противника (стрельба боеприпасами 12,7 мм) имеет и серьезное акустическое воздействие - шум от пулемета стоит невероятный. 
Дали ощутить мощь этого оружия и журналистам. Плечо долго болело от отдачи, а уши были заложены от шума стрельбы. Но ощущения потрясающие!

Но самым запоминающимся моментом стал обряд «оморячивания». Из моря зачерпывают ведро морской воды и наливают в плафон от корабельного фонаря. Выпить нужно все, до последний капли!
- А я думала, что нас будут кидать за борт во время оморячивания, - произнесла одна из коллег.
- Жути у нас любят нагонять, - смеется капитан-лейтенант Таттимбет АБИКЕЕВ. - Наверное, еще сказали, что палубу драить будете!
Испив соленой водицы, получили соответствующий сертификат с указанием долготы и широты оморячивания.
Проведя полдня в море с командой, мы на себе ощутили, насколько нелегка служба моряка. Кстати, они не только в море выходят, а еще обязательно посещают занятия по борьбе за живучесть корабля.
На территории Военно-морского института установлены специальные тренировочные стенды, внутри которых моряки учатся бороться с течью на корабле, а также тушить пожар. Мы побывали на одном из таких занятий. Ребята залатывали пробоины. Причем ситуация максимально приближена к реальной. Работать парням пришлось под большим давлением воды, которая быстро заполняла трюм.
Для того чтобы получить зачет, “заплатку” нужно установить всего за 10 секунд!
Побывали мы и на спасательной станции КЧС МВД РК, где некоторым посчастливилось ощутить себя водолазом и погрузиться в воду Каспия.
Казахстанский морской флот – один из самых молодых на территории СНГ. Мы далеко не морская держава, но за 25 лет военно-морские силы РК доказали свою боеспособность. Сегодня в казахстанской флотилии четыре ракетно-артиллерийских и патрульных корабля, одно гидрографическое судно, рейдовый тральщик и спасательные катера, которые исправно несут службу в казахстанском секторе Каспийского моря.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Веры ОСТАНКОВОЙ, Актау

Поделиться
Класснуть