Затерянные в тайге
От этого села осталось только название - 8 Марта, десяток домов да несколько человек, доживающих свой век. А когда-то здесь кипела жизнь
Более ста лет назад на берегу реки Убы в 50 километрах от Риддера в Восточно-Казахстанской области появилась кержацкая заимка.
Кержаки - русские старообрядцы, переселившиеся в Сибирь и на Алтай, они вели достаточно замкнутый общинный образ жизни со строгими религиозными правилами и традиционной культурой. Заимка впоследствии стала селом со звучным названием 8 Марта.
Мы едем на машине в сторону ущелья Сучья дыра. Кто и когда так нарек это место, история умалчивает, но могу сказать, что красота его явно не соответствует названию.
- А знаете, почему село называется 8 Марта? Какие есть версии? - интригует наш гид Марья ЛИЛИСОН.
Автомобиль выезжает из-за поворота, и перед нами открывается неописуемый пейзаж. Два притока - Белая и Черная Уба - здесь сливаются, и дальше величественная река вьется широкой лентой вдоль тайги, а на том берегу среди зелени видны крыши домиков.
- Есть две версии названия, - продолжает Марья, пока мы любуемся красотами. - Одна: во время войны в селе остались одни женщины, и кто-то в шутку назвал его 8 Марта. А вторая: Уба в этом месте делает изгиб в форме восьмерки.
Попасть на тот берег можно только по навесному мосту. Конструкция вроде основательная, но когда несколько человек одновременно ступают на мост, это вызывает такую качку, что становится страшно.
- Это не просто мост, а мост в другую реальность, - шутит Марья. - Вы сейчас в этом убедитесь. Будьте готовы к любому приему.
Получив порцию адреналина, попадаем в село. Домики на удивление выглядят вполне сносно, создается впечатление, что они не брошены. Возле одного из домов даже стоит трактор, а у другого - грузовик “урал”.
Идем в надежде найти людей. В конце улицы слышим лай собаки. Направляемся к обитаемому дому и начинаем звать хозяев.
- Как вы сюда попали? - интересуется у нас вышедшая на шум женщина.
- По мосту, - отвечаем мы. - А что?
- Просто за последние пять лет вы здесь первые гости.
В разговоре удается узнать, что Светлана перебралась сюда пять лет назад. Село она не покидает. Если нужны какие-то продукты, то обращается к соседям, которые два раза в год ездят закупаться и заодно привозят и ей.
- Много людей живет в селе? - интересуюсь у нее.
- Я и еще одна семья. Поэтому и удивилась, увидев вас.
Электричества в селе нет, но на крыше дома мы увидели солнечную батарею. Даже сюда добрались новые технологии.
- Вы кто такие? - строго спрашивает неожиданно появившаяся женщина.
- Журналисты.
- Покажите документы.
Внимательно изучив журналистское удостоверение, Татьяна, так она представилась, сменила гнев на милость.
- Ого, сколько народу! - вступил в разговор стоявший до этого за оградой мужчина.
Как оказалось, Георгий ГУСЛЯКОВ родился и вырос в этом селе, но несколько лет назад перебрался жить в Россию.
- Места здесь сказочные и богатые, но надо было учить детей, - признался он. - Вот приехал навестить родные пенаты. Скучаю.
- А как раньше выглядело село?
- Да почти так же, только домов и людей было больше. Была даже своя школа, где учились до 4-го класса. Село наше уникальное. Во время войны здесь делали телеги, выращивали лошадей для фронта. Жили здесь кержаки и поморцы. Занимались охотой. В этих местах было много соболей. Конечно, приходилось быть социальными людьми, но при этом землю свою мы всегда оберегали от чужаков. Да и сейчас не каждый может прийти сюда.
- Попасть в село можно только по мосту или есть какая-то дорога?
- Дороги нет. Только через мост и, когда маленькая вода в реке, вброд. Продукты завозят именно так. Отец рассказывал, что при советской власти здесь была переправа и даже курсировал паром. В весенний период Уба полноводная, поэтому мост часто сносило. В этом году тоже, говорят, шел большой ледоход и повредил кое-какие доски. Селянам, которых осталось-то несколько человек, пришлось ремонтировать его своими силами. Впрочем, всегда так было. Стихия сломает, а мы сами восстанавливаем. Властям было не до нашего моста.
- Гоша, все, хватит болтать, - позвала Георгия жена. - И так много рассказал.
Мы были вынуждены откланяться. К разговорам здесь не расположены, в дом нас не позвали. Не очень кержаки любят привечать чужаков. До сих пор в этих местах есть заимки, где живут старообрядцы. Они ведут замкнутый образ жизни и стараются не контактировать с внешним миром, как и их предки. Люди этой веры промышляли в основном охотой. Интересный факт: старший общины всегда знал, где можно добыть золото. Иногда они сдавали его государству, а на вырученные деньги покупали муку и другие необходимые продукты.
Согласно Википедии в селе 8 Марта в 2009 году проживали 17 человек (12 мужчин и 5 женщин). В том же году его упразднили. На карте села нет, но люди там живут.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Веры ОСТАНКОВОЙ, Алматы