3046

Людмила Анисимова, таксидермист: У людей шок от того, чем я занимаюсь!

Когда Людмила впервые привезла свои эксклюзивные изделия ручной работы на городскую выставку рукоделия, то повергла посетителей в шок. Ее чучела диких животных - волков и лис - смотрелись весьма необычно среди прилавков с бижутерией, текстильными игрушками и мылом хендмейд.

- Таксидермией я занимаюсь больше пятнадцати лет, - говорит 36-летняя Людмила Анисимова. - Сначала работали вместе с супругом, теперь самостоятельно “оживляю” животных.
За словом “таксидермия” скрывается очень трудоемкий процесс. Сначала Людмила сама разделывает тушу животного, затем шкура подвергается обработке в соли, мездрению - когда снимается верхний слой кожи, замачивается в кислоте, стирается.
- Достаешь небольшой комок - и все, можно творить! Для воссоздания животных, птиц чаще всего используется металлический каркас, но я работаю с манекенами. В Казахстане их нет, приходится заказывать в Санкт-Петербурге. Но там манекены все однотипные. Вот в Америке выбор огромнейший, но очень дорого, - рассказывает Людмила. - Глаза, язык, челюсти - это все тоже на заказ. Глаза, к примеру, я заказываю в Германии.
Первой самостоятельной работой Людмилы стала утка. Эта птица - часть композиции, по задумке ее схватил орел.
- Конечно, мне хотелось бы сейчас на нее посмотреть, потому что с каждой новой работой совершенствуешь свои навыки. Сделаешь чучело - кажется, что до этого ничего лучше не было. Смастеришь следующее - оно еще лучше, - продолжает таксидермист. - Но, безусловно, у каждого животного свои эмоции. Даже на двух одинаковых манекенах получаются совершенно разные, к примеру, лисы: одна злая, другая удивленная.
Чаще всего мастерица “оживляет” волков и лисиц. С удовольствием бы взялась за медведя, но размер мастерской не позволяет. Да и соответствующего оборудования у Людмилы пока нет.
- Очень хотелось бы поработать и с домашними животными, - признается собеседница. - Знакомая, у которой умерла любимая кошка, говорит: “Надо было тебе принести!” А почему нет? Я считаю, это нормально, если чучело твоего любимого питомца будет стоять где-нибудь на шкафу.
Воплотить свою мечту со своими питомцами тоже не получилось.
- Мы держали сфинкса, у таких кошек нет шерсти - в этом случае применяется несколько иная технология в таксидермии, которую я пока не освоила, - поясняет Людмила.
Впрочем, мастерица не боится чего-то нового. Она общается с таксидермистами из других стран, которые охотно делятся секретами ремесла.
- Однажды мне понадобилась помощь знакомой-таксидермиста из Австралии, - рассказывает Людмила. - Ко мне обратились алматинцы с просьбой “оживить” крокодила. Он жил в аквариуме, перегрыз какой-то провод, и его убило током. Рептилию заморозили и отправили мне. Вот тогда было страшно! Крокодил с метр длиной, у него очень толстая кожа. Смотрю на него и не знаю, что с ним делать... Помогла коллега из-за рубежа. Крокодил получился очень даже симпатичный.
Поэтому, когда Людмиле пришлось работать с другим крокодилом - в два раза длиннее первого, она уже довольно умело создала из него чучело.
Людмила Анисимова считает, что у нее с детства была предрасположенность к столь необычному и, наверное, неженскому ремеслу.
- Когда люди впервые слышат, чем я занимаюсь, реакция у всех одна - шок. Тем более когда они узнают, что я самостоятельно разделываю туши животных. Но на самом деле мне так проще - я сделаю это аккуратно, чтобы не повредить шкурку, - поясняет Людмила. - Я пробовала заниматься чем-то другим, но такого кайфа мне ничто не приносит!
Людмила вспоминает, как в детстве родители водили ее в фотостудию, где стояло чучело медведя. Девочка настойчиво пыталась залезть ему в ухо.
- Мне было очень интересно посмотреть, что у него внутри, - смеется она. - В школе в кабинете биологии у нас тоже стояли чучела диких животных. Однажды я написала какой-то фантастический рассказ, как они оживают...
16-летняя дочь Людмилы тоже проявляет интерес к таксидермии.
- Ей это интересно, - говорит мама девушки. - Естественно, она с детства все это видела, помогала нам. Например, когда делаешь ковер из шкуры животного, сначала прибиваешь ее на щит. Для этого требуется заколотить около ста гвоздиков, а потом их, соответственно, вытащить. Вот здесь дочка и приходила на подмогу, вооружившись плоскогубцами. Большинство людей к таксидермистам относятся с негативом, называют живодерами. Но я считаю, что наши изделия - это все же произведения искусства. Как, например, картины.
Как-то приятельница позвала Анисимовых участвовать в городской выставке рукодельниц. Людмила вместе с дочерью с радостью погрузили все экспонаты в машину и приехали в центральный Дом культуры.
- Мы героически отстояли там весь день, - смеется Людмила Анисимова. - Люди идут между рядами, с умилением смотрят на все эти милые бусики, игрушки ручной работы, улыбаются, равняются с нами и... тут же меняются в лице.

Елена СУПРУНОВА, фото предоставлены Людмилой АНИСИМОВОЙ, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть