Звоночек с того света
Как полицейские обобрали покойника и отделались легким испугом
Бывают такие малодушные поступки, от которых скулы сводит. И не верится, что человек может настолько низко пасть. Тем более когда он профессионал, который обязан соблюдать законность, защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, как сказано в законе “Об органах внутренних дел”. Но порой от отдельных защитников в полицейской форме хочется держаться подальше.
Как реагировать на циничную историю, приключившуюся прошлой весной на автодороге Жезказган - Сатпаев неподалеку от поселка Кенгир? Ранним утром 25 марта там произошло ДТП, в результате которого водитель автомашины “ауди” получил серьезные травмы и скончался до приезда неотложки.
К месту аварии выехала следственно-оперативная группа из УП Жезказгана. В ее составе помимо следователя и оперуполномоченного был 28-летний криминалист Багдат ЖУАНЫШПАЕВ. Он в силу своих должностных обязанностей должен был содействовать следователю в фотофиксации осмотра места происшествия и изъятии вещественных доказательств. Однако ни на снимки, ни в реестр вещдоков не попал один предмет: под передним левым колесом легковушки лежал мобильник погибшего человека.
Лейтенант Жуанышпаев не сообщил об этом коллегам, потому что решил его незаметно прикарманить. Видимо, счел, что покойнику гаджет уже без надобности.
Между тем позднее чужой телефон открыл для молодого офицера перспективы легкого роста доходов. Уже на следующий день Багдат в своем служебном кабинете №311 принялся копаться в чужом мобильнике. Цитата из уголовного дела: “…Просматривал сведения, относящиеся к охраняемым Конституцией и законами тайнам, а именно: читал сообщения, просматривал контакты и другую информацию…” И заодно похвастался перед другим криминалистом Абылайханом АЛЬМАГАНБЕТОВЫМ своей добычей.
Сослуживца это обстоятельство вовсе не обескуражило, а, напротив, воодушевило. Полицейские, как выяснилось, сумели войти в приложение Homebank и начали от имени погибшего оформлять получение микрокредитов онлайн. Всего они обратились в три организации, дававшие деньги в долг. Две из них перечислили на счет покойного по 30 тысяч тенге, а третья - 40 тысяч. Поступившие деньги напарники-криминалисты разделили поровну, переведя на свои карточки по 50 тысяч.
31 марта Абылайхан Альмаганбетов заметил, что на счет жертвы автомобильной аварии капнула зарплата в размере 48 тысяч 782 тенге. Эту сумму он по-тихому перевел на банковскую карту своего приятеля и впоследствии тоже присвоил. На этом все дивиденды от гаджета иссякли. Видимо, поэтому Багдат Жуанышпаев в начале апреля решил наконец продать телефон мертвого человека. Смартфон стоимостью 100 тысяч тенге полицейский спихнул всего за 15 тысяч случайному покупателю.
Однако наглецов позднее все равно вычислили. Сделать это было нетрудно. И даже удивительно, что профессиональные полицейские не сообразили замести следы преступлений. Сотрудникам УСБ стоило лишь запросить выписки банковских транзакций и все движение денег - и их отправители и получатели стали видны как на ладони.
Вероятно, поэтому горе-криминалисты не стали оспаривать выдвинутые против них обвинения в кражах, мошенничестве и злоупотреблении должностными полномочиями и с готовностью пошли на сделку с прокуратурой о признании вины. Ведь взамен обещали оставить их на воле. Ну и суд не стал свирепствовать, узаконив милосердное наказание для раскаявшихся Жуанышпаева и Альмаганбетова.
За обобранного циничным образом покойного оба получили по три с половиной года ограничения свободы, лишились лейтенантских званий и на всю жизнь остались без права работать на госслужбе.
А вот их 28-летнему коллеге из центрального ОП Караганды Темиржану БОЛАТОВУ повезло меньше. Он тоже оказался человеком оборотистым. И даже близкие отношения с возлюбленной не показались ему препятствием для отказа от наживы. Занимая пост заместителя начальника следственного отделения, он убедил свою невесту в наличии нужных связей, чтобы условно-досрочно освободить ее отца, мотавшего в колонии срок.
Жених в погонах без зазрения совести выпросил у девушки миллион тенге. Эти деньги якобы предназначались на “благодарность” содействующим в решении вопроса сотрудникам уголовно-исполнительной системы.
Родственники сидельца, поверившие будущему зятю, залезли в кредиты, чтобы собрать нужную сумму. А капитан Болатов попросту присвоил деньги, так и не исполнив своих коррупционных обязательств. И намерения жениться на дочери осужденного тоже больше не выказывал. Стал избегать встреч с ней. Собственно, поэтому и угодил на скамью подсудимых.
По заявлению обманутой невесты ему инкриминировали совершение мошенничества и подстрекательство к даче взятки. А поскольку Болатов в отличие от жезказганских криминалистов отказался признавать свою вину, возмездие на него обрушилось более суровое. После разбирательств суд отправил Темиржана в колонию на четыре года. Апелляционная инстанция, где капитан пытался обжаловать приговор, сочла, что назначенное наказание не является чрезмерно строгим, ведь он совершил коррупционное деяние, тогда как, будучи представителем власти, обязан был препятствовать подобным преступлениям. Поэтому вердикт остался без изменений.
Резюмировать обе истории грустно, поскольку они плод воспитания молодых офицеров в правоохранительных вузах и отделах полиции. Как тут не вспомнить скандальную историю с увольнением замначальника первого курса полицейской академии Аскара ТАСТАЙБЕКОВА (см. “Честное “бандитское” поздравление”, “Время” от 4.1.2019 г.), который прославился на всю страну после своего поздравления подшефных цитатами криминального авторитета. Выходит, Аскар Тастайбеков вовсе не шутил, называя подопечных братвой и бандой?
Ирина МОСКОВКА, Караганда