10191

После нас хоть потоп!

В городе Алтае Восточно-Казахстанской области умуд­рились впустую потратить почти… 900 миллионов тенге бюджетных средств! Эти деньги были выделены на защиту старой части райцентра от подтопления. Что такое потоп, местные жители знают не понаслышке: в 2018 году в Алтае ушли под воду десятки домов.

После нас хоть потоп!
Затопленный карьер стал миной замедленного действия для алтайцев.

Что-то пошло не так

В начале 2000-х началась ликвидация карьера бывшего Зыряновского рудника. Было принято решение его затопить. Пресс-служба акима области сообщила, что затопление карьера до проектной отметки должно произойти в 2024-2025 годах - такой прогноз давали разработчики проекта ликвидации. Однако что-то пошло не так, и затопление карьера до критической отметки случилось уже в 2009 году. Гигантский котлован протяженностью по периметру 5,6 километра находится вблизи жилого района, и его наполнение привело к общему подъему уровня грунтовых вод. В тот год часть улиц частного сектора подтопило. 

Проект “Защита Зыряновска от подтоплений” был разработан после разрушительного наводнения 2009 года.

Тогда из резерва областного бюджета выделили десятки миллионов тенге, чтобы экстренно установить насосы и проложить трубопровод до реки Березовки. Ситуацию под свой контроль взял Бердибек САПАРБАЕВ, который в ту пору был акимом Восточно-Казахстанской области. В течение последующих трех лет из опасного района переселили больше ста семей, а в 2013 году разработали проект “Защита Зыряновска (ныне Алтай) от подтопления и затопления, связанных с техногенным воздействием разработки Зыряновского полиметаллического месторождения”. Его стоимость больше 900 млн тенге. К слову, на момент разработки проектно-сметной документации (ПСД) в зоне с повышенным уровнем грунтовых вод находились 29 улиц города Алтая.

Главное - освоить?

По информации акимата района Алтай, реализация проекта началась в том же 2013 году. Подрядчику - ТОО “Куршим курылыс” - предстояло расчистить местные речки общей протяженностью 23 километра, укрепить откосы рек с помощью георешеток, установить очистные сооружения, а также соорудить на улицах Алтая водоотводные лотки и кюветы.

Как сообщил “Времени” заместитель акима района Алтай Медет САХАРИЕВ, эти работы были выполнены, но не полностью. Кое-где георешетки, лотки и кюветы так и не появились.

Подрядчик самостоятельно решил, какие лотки и кюветы восстанавливать, а какие нет.

По данным Сахариева, с 2013 по 2016 год было освоено 887,367 млн тенге, остаток составляет 66,843 млн. По словам чиновника, эти средства подрядной организации не выплачивались, а проект не завершился в связи с “секвестированием бюджетных средств”. Надо сказать, что в районном акимате, отвечая на запрос “Времени”, были весьма лаконичны. И на то у чиновников есть веские причины. В нескольких судебных документах нам удалось найти массу интересных подробностей о том, почему важный для жителей Алтая объект до сих пор не реализован.

Крайним будешь!

В 2019 году по требованию прокуратуры областное управление государственного архитектурно-строительного контроля провело внеплановую проверку в отношении ТОО “Куршим курылыс”, которая как раз была связана с реализацией вышеназванного проекта.

Оказывается, уже во время его осуществления стало понятно, что нужна корректировка проектно-сметной документации в связи с “невозможностью обустроить водоотводные лотки и кюветы”. В 2015 году комиссия приняла соответствующее решение, но ни заказчик (отдел ЖКХ), ни авторский надзор, ни генподрядчик корректировку ПСД с прохождением экспертизы не сделали. А работы тем временем продолжались. Из постановления Зыряновского районного суда следует, что во время работ ТОО “Куршим курылыс”, дескать, самовольно решило не оборудовать лотки и кюветы на нескольких улицах, а очистные сооружения поставило не там, где надо. Таким образом, дескать, подрядчик нарушил закон об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. В 2019 году по решению суда ТОО “Куршим курылыс” оштрафовали на 400 МРП и лишили лицензии на осуществление строительно-монтажных работ.

В суде подрядчик оправдывался, что не мог выполнить работы согласно ПСД, так как проект изначально был составлен неправильно: улицы в Алтае узкие и не предназначены для установки лотков и кюветов. Он, дескать, столько раз пытался достучаться до заказчика и акима района, что проект нужно корректировать, но по факту виноватым остался только генподрядчик. Хотя в этом случае фраза “куда смотрел акимат?” как нельзя кстати.

К слову, господин Сахариев, говоря о деньгах, видимо, слегка слукавил. В апреле этого года отдел ЖКХ района Алтай обратился в специализированный межрайонный экономический суд, чтобы взыскать с ТОО “Куршим курылыс” больше 11 миллионов тенге. По данным СМЭС, с 2013 по 2015 год товариществу было перечислено 876 891,2 тыс. тенге, однако работы выполнены на 865 005,2 тыс. тенге.

Медет Сахариев добавил, что завершить работы по проекту планируется после корректировки ПСД. По словам чиновника, сейчас грунтовые воды находятся на стабильном уровне. Так что алтайчане, которые остались жить вблизи заброшенного карьера, могут еще подождать. Авось не затопит!

А тем временем бетонные лотки, решетки на них постепенно приходят в негодность. Кое-где конструкции уже заросли травой и кустарником, в некоторых местах торчит арматура.

Да и лотки, по словам жителей Алтая, не справляются со своей задачей: весной ручьи текут мимо них. Не помог­ла реализация проекта уберечь Алтай и от паводковых вод, которые весной 2018 года затопили целый микрорайон.

Так есть ли смысл завершать проект, если новому подрядчику (если такой смельчак найдется) придется не только доделывать, но и обновлять то, что уже выполнено ТОО “Куршим курылыс”?..

Елена СУПРУНОВА, фото Любови КОЖЕВНИКОВОЙ и с сайта altaynews.kz, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть