1522

Точка и линия

5 октября в столице Великобритании откроется беспрецедентное по масштабам выставочное пространство. В числе первых, самых почетных приглашенных художников двое казахстанцев - Ербосын МЕЛЬДИБЕКОВ и Алмагуль МЕНЛИБАЕВА.

Точка и линия
Одна из самых известных работ МЕЛЬДИБЕКОВА - “Ербосын. мой брат, мой враг.”

Умрите от зависти, любители прекрасного. Мир не просто возвращается к прежней жизни, но отмечает это открытием грандиозных культурных центров. CromwellPlace - это первый в своем роде художественный центр в Лондоне, арт-хаб, расположенный в самом сердце музейного района. Боже, как это звучит - музейный район… Здесь есть и коворкинг, то есть место, где все желающие могут проводить встречи и работать, и собственно выставочное пространство для галерей, арт-дилеров и других художественных организаций со всего мира.

О размахе центра говорит тот факт, что всемирно известные галереи из разных стран уже стали его резидентами: нью-йоркские LehmannMaupin и AlexanderGray, дубайские ThirdLine и LawrieShabibi, Фонд сэра Дениса Махона (Лондон). Непосвященным, возможно, мало что говорят эти названия, но поверьте, это очень круто.

Алмагуль МЕНЛИБАЕВА. “Ностальгия”.

Естественно, с особым тщанием готовится программа первых выставок этого уникального места. В числе самых-самых почетных оказались и два современных казахстанских автора, чью совместную выставку организовала отечественная AspanGallery. Кстати, если кто-то до сих пор не в курсе, Менлибаева и Мельдибеков считаются в мире одними из наиболее известных художников Центральной Азии.

Если перейти от гордости к информации, то Алмагуль и Ербосын образуют интересный симбиоз, эдакий инь - ян, сочетание женского и мужского взгляда. Перекликаются даже названия их серий: у Алмагуль - “Легко быть линией”, у Ербосына - “Трудно быть точкой”. Это знаменитая фраза одного из важнейших представителей советского авангарда художника Сергея КАЛМЫКОВА: “Трудно быть точкой, легко быть линией, ибо в нашем мире все движется”. Цитата и дань уважения “профессиональному гению”, как называл себя сам Калмыков, - точное отражение разных подходов двух художников к осмыслению истории. Линия в работах Алмагуль становится женской текучей сущностью, намеком на женское тело - главный инструмент в ее работах наравне с пустынным и индустриальным пейзажем. Ербосын же любит выбрать точку во времени, пространстве, истории и вокруг нее накрутить свой сюжет.

Для Мельдибекова существование Калмыкова является одним из многих событий, что могли произойти только в Центральной Азии, таких, как трижды в течение столетия переименованная гора, запечатленная в инсталляции “Пик Ленина” (2007-2014) или 10 памятников, сменивших друг друга на площади размером 300 квадратных метров в Ташкенте, задокументированных в “Трансформере” (2013). По словам художника, время в Центральной Азии течет по-иному, именно поэтому здесь происходят самые странные события.

Ербосын собирает будущий “Трансформер”.

Эти художники давно не используют холст и масло. Алмагуль предпочитает видео- и фотофиксацию своих инсталляций, Ербосын - материальные объекты. Это могут быть и эмалированные емкости, и деревянные фигуры, из которых каждый человек может собрать свою версию памятника, чтобы угнаться за быстротекущим и все меняющим временем. У первой - за линией магия и мистика духов, шаманские корни, у второго точка - это опора для устойчивости зыбкого мира.

И у того, и у другого автора работы не про красивость, не про скрепы, это попытка через визуальный материал исследовать то, что сейчас с нами происходит.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлены AspanGallery, Алматы

Поделиться
Класснуть