1458

Либо друг, либо добыча

Небольшой промышленный городок Аксу с двумя градообразующими предприятиями - ферросплавным заводом и ТЭЦ, дым от труб которых ветром относит в Павлодар. Обыкновенный заасфальтированный дворик, окаймленный несколькими многоэтажками. И вдруг в этом самом дворике, где практически нет деревьев, зато рядами стоят машины жильцов, раздается звонкий беркутиный клекот. Как, откуда?

Жилец одной из многоэтажек Бекболат ИСКАКОВ со­орудил во дворе клетки, в которых живут три беркута, сокол-балобан и семь борзых собак породы тазы. На одно кормление этой компании уходит 10 килограммов мяса, предварительно отмоченного в воде.
- Я жил в деревне. Как дети подросли, переехал в Аксу - в городе образование же лучше дают. А без беркута, без собак - никак. И дед, и отец с ними ходили на охоту. Пришлось приспосаб­ливаться.
Птенцов беркута Бекболат взял из гнез­да. Потом в Федерации национальных видов спорта их чипировали - все по закону. Документы на ловчую птицу дают только членам федерации, просто так взять птенца и зарегистрировать любой желающий не может. Тренирует своих питомцев Искаков на стадионе аксуского колледжа, расположенного в ста метрах от его дома. Он добился таких результатов, каких многие охотники не достигают и за 20 лет постоянной прак­тики: отпускает беркута на волю, и птица не улетает. Бекболатовский сокол месяц назад на республиканском фестивале взял третье место - ловил кролика и голубя. Беркут Акмаржан на республиканском турнире в Астане среди сильнейших беркутов недавно стал первым. Волка ловил.
- Как тренирую? - переспрашивает Бекболат. - Покупаю кролика, выпускаю на стадионе, беркуты его ловят. Отбираю у них кролика, снова выпускаю. Убивать не даю. Потом этого кролика пускаю на мясо для семьи.
Понятно, что ни один беркутчи не раскроет всех своих секретов дрессировки. Но Бекболат делится многими из них, обучая национальной охоте не только своих семерых детей, но и ребят в местной ДЮСШ.
- Тренировать беркутов очень сложно, - объясняет он. - Я вот сначала много лет работал тренером по тэквондо, и, поверьте, сделать из ребенка чемпиона в разы легче, чем подготовить беркута. У казахов есть легенда - когда беркута берут из гнезда, этот птенец больше всего желает, чтобы у человека, который его взял, было 10 сыновей. Чтобы каждый сын каждый день выпускал его летать, занимался с ним. Один человек что - день потренирует и выбьется из сил, потому что заниматься с беркутом большой физический труд. А еще это гордая птица, ее нужно уважать. Для беркута ты либо друг, либо добыча, других вариантов нет. Если хоть раз накричишь, он становится агрессивным. Не смог заставить гордого хищника себя полюбить, ничего не поможет. К каждому беркуту нужен свой подход, это уже на уровне интуиции. Вот мой Акмаржан, к примеру. Я его могу в любое время на соревнование повезти и знаю, что он будет четко выполнять все задания. А Акжар, который сейчас возмущается на весь двор, если без настроения, упрется, и никак ты его работать не заставишь. Третий, Аныз, хороший, замечательный беркут. Я его уже натренировал, теперь отдам братишке.
Подготовив птицу, Бекболат может отдать ее в хорошие руки. Одного беркута уже подарил охотнику в Щербакты, другого - в совхоз-техникум.
- Они же, наверное, очень дорогие? Вы тратите столько сил и средств, не жалко отдавать просто так? - спрашиваю я.
- Конечно, дорогие, но я же с таким условием отдаю, что новые владельцы будут дальше с ними заниматься. Это же национальное достояние. Считаю кощунством, когда некоторые покупают беркута за большие деньги для понтов, только чтобы на Наурыз у юрты покрасоваться.
Тазы Бекболата превратили его двор в самое безопасное место в городе. Они, можно сказать, по собственной собачьей инициативе охраняют машины жильцов, строго следят за чужаками. И искренне любимы всей местной детворой, то и дело прибегающей к вольеру поиграть.
- Тазы, они же универсальные, - объясняет Бекболат. - Без толку не трогают никого и даже не облаивают. Только пьяных не любят. В погоне за дичью эта собака может разогнаться до 80 километров в час. С ними охотятся на лисиц и зайцев, корсаков и косуль, джейранов и сайгаков. С ними ходят даже на волков и кабанов. Были прославленные тазы-волкодавы, бравшие до 80 волков, представляете? Тазы считались одним из семи богатств казахов. До революции за одну такую собаку отдавали невесту, отказываясь от калыма в 47 лошадей. Когда у казахов были голодные годы, джут, одна тазы могла прокормить целый аул. Старики рассказывали, в нашей деревне был случай: охотник архара взял со своими тазы и, возвращаясь с охоты, заехал к своему другу. Когда зашел, узнал, что его друг с женой от голода собираются съесть одного из детей. Он оставил этого архара, и благодаря этому дети остались живы.
- Ходят легенды, что Динмухамед Кунаев отказался заходить на дачу к Алексею Косыгину, когда тот попросил оставить тазы у входа на привязи. Как вы думаете, могло такое быть? - полюбопытствовала я.
- Почему бы и нет - отвечает Бекболат. - Казахи их держали в юрте, для них отводились специальные места, они спали на украшенных и вышитых подушках. Когда какой-нибудь охотник приезжал в гости, самое вкусное в первую очередь давали его собаке, а потом уже хозяину. Разве мы можем позволить, чтобы сегодня эта порода исчезла, быть такими неблагодарными?

Ольга ВОРОНЬКО, фото автора и из семейного архива Бекболата ИСКАКОВА, Павлодар

Поделиться
Класснуть