1532

Дистанция между двумя эпохами

В этом году мы во второй раз отмечаем возрожденный по инициативе президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА День Республики в статусе национального праздника. То есть имеющего особое историческое значение и оказавшего существенное влияние на развитие казахстанской государственности. Как национальный этот праздник у нас единственный, сопровождаемый проведением официальных мероприятий в центральных и местных государственных органах.

Дистанция между двумя эпохами
Гора госсимволов в Усть-Каменогорске.

День Республики уже был в национальном статусе - с 1995 года. Однако через шесть лет был перенесен в разряд государственных, а с 2009 года празднование было вообще отменено, и 25 октября стало обычным рабочим днем.

А 16 декабря мы отметим День Независимости - государственный праздник. К слову, в таком же статусе у нас Новый год, Международный женский день, Наурыз, День единства народа Казахстана, День защитника Отечества, День Победы, День столицы и День Конституции. Кроме того, в нашем государстве празднуются православное Рождество Христово и Курбан-айт.

Все мы любим праздничные дни, при этом ранжирование - какая дата тебе ближе и любимее - у каждого из нас в голове и в душе. Государство, разумеется, тоже имеет свое ранжирование, вытекающее из прожитой Истории, ее отражения на Настоящем и проекции на Будущее.

Сразу скажу: как депутат Верховного совета XII созыва, принимавшего и Декларацию о государственном суверенитете республики 25 октября 1990 года, и Конституционный закон о государственной независимости Казахстана 16 декабря 1991 года, однозначно поддерживаю именно такое обновленное ранжирование национального и государственного праздников. Более того, считаю это пусть и символическим, но очень многозначащим шагом из Старого Казахстана в Новый. Что и собираюсь обосновать.

По сути, речь идет об одном и том же документе, принятом одним и тем же Верховным советом. Юридическая дистанция здесь - от провозглашения (как сказано в декларации) государственной независимости до ее закрепления законом конституционного статуса. Содержание тоже во многом совпадает, просто конституционный закон существенно короче и в нем сказано, что он есть основа для разработки будущей Конституции.

Терминологическая дистанция здесь - от Казахской ССР до Рес­публики Казахстан, и она вообще спрессована уже в декларации: если в названии это Казахская Советская Социалистическая Рес­публика, то уже в преамбуле - Республика Казахстан!

Хронологически дистанция - всего один год и два месяца, и то неполных. По историческим меркам - мгновение. Однако политическая дистанция между декларацией и конституционным законом громадна, это дистанция между двумя эпохами.

Невероятные еще недавно события подлинно исторического масштаба следовали тогда одно за другим. Весь 1990 год это “парад суверенитетов”, включая и Российскую Федерацию. В июле декларацию о суверенитете принимает Северо-Осетинская АССР, в августе Татарская АССР провозглашает себя просто Советской Социалистической Рес­публикой, убрав на задворки истории свою автономность. Декларации принимают Карельская АССР и Коми АССР, в сентябре - Удмуртская Республика и Якутская АССР, в октябре - Башкирская и Калмыцкая республики, далее Дагестан, Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия, Тува, Мордовия, Хакасия и до декабря - практически все остальные национальные образования тогдашнего СССР.

В том же 1990 году Эстонская, Литовская и Латвийская респуб­лики, ранее провозгласившие суверенитет, объявляют о выходе из Советского Союза. О том же объявляет и Армения. Азербайджанская ССР провозгласила суверенитет еще в 1989 году, но без выхода из Союза. В мае суверенитет провозглашает Грузинская ССР, в июне - Узбекская и Молдавская союзные республики, в июле - Украинская и Белорусская, в августе - Узбекская и Таджикская. Вместе с нами до середины декабря дотянула только Киргизская ССР.

Так вот, наша Декларация о суверенитете не только не отвергала существование Союза, но ориентировалась на пребывание в нем, что и отражено в целом ряде ее статей. СССР тогда нуждался в обновлении, что и отражено в заключительном пункте декларации, говорящем, что она является основой - и это было принципиально важно подчеркнуть! - для заключения Союзного договора.

Союз Суверенных Государств из девяти республик с надеждой, что позднее к нему присоединятся Молдавия и Армения, тогда интенсивно готовился в рамках так называемого Ново-Огаревского процесса. В марте 1991-го был проведен референдум о сохранении СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик. У нас в Казахстане формулировку уточнили: Союза равноправных суверенных государств. Более 76 процентов участвовавших ответили “да”.

Подписание договора об обновленном союзе было намечено на 20 августа 1991 года, но накануне, 19-го, случился ГКЧП, затем Беловежское соглашение 8 декабря. Поэтому закон о государственном суверенитете 16 декабря принимался уже по факту исчезновения СССР. Что и было зафиксировано Алма-Атинской декларацией 21 декабря о создании Содружества Независимых Государств, которое, как было сказано в документе, не является ни государством, ни надгосударственным образованием. СНГ стало бракоразводной конторой почившего в бозе Союза, и по тем временам только так и подразумевалось. Впрочем, по факту оно ею и оказалось.

История между тем ходит по кругу. Точнее, по спирали, каждый виток которой повторяет предыдущий, но обязательно по-новому. С 2010 года мы, Казахстан, вместе с Россией и Белоруссией состоим в Таможенном союзе. К которому в 2014 году присоединилась Армения, а в 2015-м - Киргизия. Эти же пять независимых государств сегодня состоят в Евразийском экономическом союзе, действующем с 2015 года.

И давайте посмотрим на нынешнюю повестку бывшей бракоразводной конторы - СНГ, хотя бы на примере недавнего заседания Совета глав государств 13 октября в Бишкеке. Подписан договор об учреждении международной организации по русскому языку. Инициированной, кстати, президентом Казахстана. Подписаны четыре заявления, в том числе о международных отношениях в многополярном мире. Заметьте: многополярном!

Одним словом, Конституционный закон от 16 декабря 1991 года открыл путь в тот Казахстан, который ныне уже устарел. Это и “самороспуск” того самого исторического Верховного совета XII созыва, и роспуск следующего. Это принятие Конституции 1995 года, обеспечившей президентское единовластие. Это и “приватизация по индивидуальным проектам” и “полная конвертируемость” национальной валюты, сформировавшие “вывозную” экономическую модель. Это эйфория “тучных лет”, и это череда безуспешных попыток индустриально-инновационного развития после уроков мирового кризиса 2007-2008 годов. То было интерес­ное и важное время, оно немало нам добавило и кое-чему научило, спасибо ему.

Пётр СВОИК, Алматы

Поделиться
Класснуть