2618

Как сделать ЕНПФ справедливым

Казахстанцы - в ловушке бедности, энергетика - в ловушке исчерпанности, а в ЕНПФ - 16 триллионов тенге. Пора пускать деньги в дело!

Как сделать ЕНПФ справедливым
Фото Владимира ЗАИКИНА.

Критикуя - предлагай. А потому, раскритиковав накопительную пенсионную систему (см. “Несправедливый ЕНПФ”, “Время” от 13.7.2023 г.), мы излагаем свою версию такого устройства ЕНПФ, которое работало бы на пенсионеров, а заодно и на экономику Казахстана. Начнем же с выполнения заключающего ту публикацию обещания дать ответ на вопрос, почему весь набор правительственных ведомств и высоких должностных лиц из года в год воспроизводит-поддерживает почти бесполезную для пенсионеров, совершенно бесполезную для экономики и откровенно разорительную для бюджета деятельность ЕНПФ. Этот ответ нам важен не для персональных обвинений, а как раз для обоснования наших выводов и предложений.

То, что исполнительный аппарат воспроизводит одни и те же прописанные ему процедуры, даже если польза от них незаметна, а вред прослеживается, это как раз нормально - бюрократия только так и работает. К тому же исполнение разнесено по разным ведомствам на такие функциональные кусочки, из которых никому из участников общей картины не сложить. Даже если бы они и пытались, но никто благоразумно не пытается. К примеру, ЕНПФ осуществляет только учет накоплений, тогда как “инвестированием” их занимается почему-то Национальный банк вместе с Минфином.

Другое дело, что в аппарат власти должны быть встроены институты, обязанные анализировать общие итоги и вырабатывать необходимые изменения. Таким институтом, например, является Агентство по стратегическому планированию и реформам. А изменения более чем назрели. Но с этим у властных реформаторов как-то совсем слабо. Вот и приходится нам самим...

                                                                         ***

Процедуры деятельности накопительной системы были прописаны еще четверть века назад при ее создании. А само это создание стало частью формировавшейся именно тогда, в конце девяностых - начале нулевых годов, общей модели включения Казахстана в мировой рынок. А это, надо сказать прямо, была очень простая модель: добыча сырья на вывоз, осуществляемая к тому же иностранными компаниями, плюс внешнее инвестирование и кредитование тоже с вывозом доходов.

Соответственно, внутреннего созидательного инвестирования в такой схеме не предусматривалось принципиально, те же пенсионные накопления предписывалось вкладывать в любые бумаги, но никак не в реальные производства. К тому же никаких серьезных инвестиций во внутреннюю инфраструктуру и не требовалось: электроэнергетика, ЖКХ, транспорт, сами месторождения и металлургические комплексы были унаследованы от прежней системы.

Ничего личного, просто бизнес. В свое время та же Южная Корея против КНДР, Тайвань против Китая и ФРГ против ГДР встраивались в общий рынок как военно-промышленные форпосты и витрины процветания на границах с соцлагерем. Казахстаном же глобализация завершилась, никакой противостоящей стороны уже не было, о социальном благополучии населения и внутреннем промышленном развитии можно было не беспокоиться.

И вот на подходе к завершению начатого распадом СССР глобального цикла и к началу нового витка в “вывозной” экономической модели накопились такие системные проблемы, которые, если их не решать, будут вести к общей дестабилизации.

Применительно к ЕНПФ это вовсе не нехватка поступлений, которую правительство пытается компенсировать дополнительным обложением фонда оплаты труда. На самом деле это недопустимо низкий уровень оплаты труда в Казахстане вообще (всего лишь 30 процентов от ВВП), и особенно легальной его части (16 процентов). Да, налог на фонд оплаты труда как бы не уменьшает получаемое работниками на руки, но для работодателя это полновес­ное увеличение затрат на наемный труд, на которое он будет реагировать всеми доступными ему способами: откажется от планов повышения зарплат, прибегнет к уменьшению легальной и увеличению теневой части, постарается сократить штаты.

Поэтому первое наше предложение - мораторий на сборы с фонда оплаты труда, а заодно и отказ от передачи накоплений в управление частным компаниям.

                                                                              ***

Теперь две главные системные проблемы, напрямую ЕНПФ не касающиеся, но развязка которых с помощью пенсионных накоплений очень даже поможет экономике, а заодно и пенсионерам.

Первая - это критически низкая платежеспособность населения. По статистике, за первый квартал расходы на питание всех казах­станцев составили 51,3 процента, на услуги - 18,3 процента и на выплаты по кредитам - 5,9 процента. Итого более трех четвертей семейного бюджета уходит только на пропитание, крышу над головой и расчеты с банком.

Жить фактически не на что, и это проблема не только людей, но и всей внутренней экономики: все, не связанное с вывозным бизнесом, находится в остром платежном голоде.

Вторая проблема - критическая изношенность инфраструктуры плюс необходимость масштабного нового строительства преж­де всего в энергетике. Правительственное “тариф в обмен на инвестиции” элементарно несостоятельно: с сырьевиков денег не взять, а у субъектов внутренней экономики их просто нет. Повышение тарифов приведет к дополнительному росту цен, совсем загонит население в нищету, задавит малый и средний бизнес, сожмет рынок электроэнергии во вред необходимым стране производствам. И при этом энергетика и ЖКХ продолжат сыпаться.

Вот вам и база для следующих наших предложений.

Первое: средства ЕНПФ инвес­тируются в находящуюся под государственным тарифным контролем инфраструктуру - это электроэнергетика, системы городского тепло-, водо- и газоснабжения. Тарифы фиксируются на нынешнем уровне с добавками только на повышение оплаты труда на электростанциях, тепловых и электрических сетях, а также на текущие выплаты из ЕНПФ - трех тенге за 1 кВт-ч для этого хватит с лихвой.

Второе: вкладчики ЕНПФ получают право ежемесячно тратить установленную часть своих накоплений на товары и услуги, составляющие, с одной стороны, их базовое потребление, с другой - вырабатываемые нуждающимися в поддержке национальными производителями. Это прежде всего платежи за свет и прочие услуги ЖКХ, покупка муки, растительного масла и молочных продуктов. Вполне можно включить в этот список и точки продажи свежего мяса прямо от производителей. Это затраты на образование детей и услуги тех же стоматологов, в конце концов. Список можно обсуждать.

Третье: для компенсации трат вкладчиков на их счета ежемесячно распределяется часть транша из Национального фонда в бюджет. А именно в размере той части бюджета, которая идет на дотации электроэнергетике, ЖКХ и тому же сельскому хозяйству. Господдержка производителя не напрямую, а через покупателя его продукции исключит распилы, станет действительно адресной и реально эффективной.

Четвертое: определение объемов ежемесячных трат вкладчиков и зачисление на их счета средств из Нацфонда вкупе с поступлениями дивидендов от инвестиций в инфраструктуру производятся таким образом, чтобы суммарное накопление осуществлялось с установленным процентом доходности сверх инфляции.

Пятое: при добровольном (сверх обязательных пенсионных взносов) пополнении вкладчиком своего счета процент доходности этой части накоплений удваивается.

Шестое: вкладчикам предоставляется право получать беспроцентную ссуду на приобретение жилья, образование и лечение под залог собственных накоплений.

Ну и, разумеется, накопительные счета открываются на всех детей одновременно с получением свидетельства о рождении.

Пётр СВОИК, член общественного совета при ЕНПФ

Поделиться
Класснуть