Как сделать ЕНПФ справедливым
Казахстанцы - в ловушке бедности, энергетика - в ловушке исчерпанности, а в ЕНПФ - 16 триллионов тенге. Пора пускать деньги в дело!
Критикуя - предлагай. А потому, раскритиковав накопительную пенсионную систему (см. “Несправедливый ЕНПФ”, “Время” от 13.7.2023 г.), мы излагаем свою версию такого устройства ЕНПФ, которое работало бы на пенсионеров, а заодно и на экономику Казахстана. Начнем же с выполнения заключающего ту публикацию обещания дать ответ на вопрос, почему весь набор правительственных ведомств и высоких должностных лиц из года в год воспроизводит-поддерживает почти бесполезную для пенсионеров, совершенно бесполезную для экономики и откровенно разорительную для бюджета деятельность ЕНПФ. Этот ответ нам важен не для персональных обвинений, а как раз для обоснования наших выводов и предложений.
То, что исполнительный аппарат воспроизводит одни и те же прописанные ему процедуры, даже если польза от них незаметна, а вред прослеживается, это как раз нормально - бюрократия только так и работает. К тому же исполнение разнесено по разным ведомствам на такие функциональные кусочки, из которых никому из участников общей картины не сложить. Даже если бы они и пытались, но никто благоразумно не пытается. К примеру, ЕНПФ осуществляет только учет накоплений, тогда как “инвестированием” их занимается почему-то Национальный банк вместе с Минфином.
Другое дело, что в аппарат власти должны быть встроены институты, обязанные анализировать общие итоги и вырабатывать необходимые изменения. Таким институтом, например, является Агентство по стратегическому планированию и реформам. А изменения более чем назрели. Но с этим у властных реформаторов как-то совсем слабо. Вот и приходится нам самим...
***
Процедуры деятельности накопительной системы были прописаны еще четверть века назад при ее создании. А само это создание стало частью формировавшейся именно тогда, в конце девяностых - начале нулевых годов, общей модели включения Казахстана в мировой рынок. А это, надо сказать прямо, была очень простая модель: добыча сырья на вывоз, осуществляемая к тому же иностранными компаниями, плюс внешнее инвестирование и кредитование тоже с вывозом доходов.
Соответственно, внутреннего созидательного инвестирования в такой схеме не предусматривалось принципиально, те же пенсионные накопления предписывалось вкладывать в любые бумаги, но никак не в реальные производства. К тому же никаких серьезных инвестиций во внутреннюю инфраструктуру и не требовалось: электроэнергетика, ЖКХ, транспорт, сами месторождения и металлургические комплексы были унаследованы от прежней системы.
Ничего личного, просто бизнес. В свое время та же Южная Корея против КНДР, Тайвань против Китая и ФРГ против ГДР встраивались в общий рынок как военно-промышленные форпосты и витрины процветания на границах с соцлагерем. Казахстаном же глобализация завершилась, никакой противостоящей стороны уже не было, о социальном благополучии населения и внутреннем промышленном развитии можно было не беспокоиться.
И вот на подходе к завершению начатого распадом СССР глобального цикла и к началу нового витка в “вывозной” экономической модели накопились такие системные проблемы, которые, если их не решать, будут вести к общей дестабилизации.
Применительно к ЕНПФ это вовсе не нехватка поступлений, которую правительство пытается компенсировать дополнительным обложением фонда оплаты труда. На самом деле это недопустимо низкий уровень оплаты труда в Казахстане вообще (всего лишь 30 процентов от ВВП), и особенно легальной его части (16 процентов). Да, налог на фонд оплаты труда как бы не уменьшает получаемое работниками на руки, но для работодателя это полновесное увеличение затрат на наемный труд, на которое он будет реагировать всеми доступными ему способами: откажется от планов повышения зарплат, прибегнет к уменьшению легальной и увеличению теневой части, постарается сократить штаты.
Поэтому первое наше предложение - мораторий на сборы с фонда оплаты труда, а заодно и отказ от передачи накоплений в управление частным компаниям.
***
Теперь две главные системные проблемы, напрямую ЕНПФ не касающиеся, но развязка которых с помощью пенсионных накоплений очень даже поможет экономике, а заодно и пенсионерам.
Первая - это критически низкая платежеспособность населения. По статистике, за первый квартал расходы на питание всех казахстанцев составили 51,3 процента, на услуги - 18,3 процента и на выплаты по кредитам - 5,9 процента. Итого более трех четвертей семейного бюджета уходит только на пропитание, крышу над головой и расчеты с банком.
Жить фактически не на что, и это проблема не только людей, но и всей внутренней экономики: все, не связанное с вывозным бизнесом, находится в остром платежном голоде.
Вторая проблема - критическая изношенность инфраструктуры плюс необходимость масштабного нового строительства прежде всего в энергетике. Правительственное “тариф в обмен на инвестиции” элементарно несостоятельно: с сырьевиков денег не взять, а у субъектов внутренней экономики их просто нет. Повышение тарифов приведет к дополнительному росту цен, совсем загонит население в нищету, задавит малый и средний бизнес, сожмет рынок электроэнергии во вред необходимым стране производствам. И при этом энергетика и ЖКХ продолжат сыпаться.
Вот вам и база для следующих наших предложений.
Первое: средства ЕНПФ инвестируются в находящуюся под государственным тарифным контролем инфраструктуру - это электроэнергетика, системы городского тепло-, водо- и газоснабжения. Тарифы фиксируются на нынешнем уровне с добавками только на повышение оплаты труда на электростанциях, тепловых и электрических сетях, а также на текущие выплаты из ЕНПФ - трех тенге за 1 кВт-ч для этого хватит с лихвой.
Второе: вкладчики ЕНПФ получают право ежемесячно тратить установленную часть своих накоплений на товары и услуги, составляющие, с одной стороны, их базовое потребление, с другой - вырабатываемые нуждающимися в поддержке национальными производителями. Это прежде всего платежи за свет и прочие услуги ЖКХ, покупка муки, растительного масла и молочных продуктов. Вполне можно включить в этот список и точки продажи свежего мяса прямо от производителей. Это затраты на образование детей и услуги тех же стоматологов, в конце концов. Список можно обсуждать.
Третье: для компенсации трат вкладчиков на их счета ежемесячно распределяется часть транша из Национального фонда в бюджет. А именно в размере той части бюджета, которая идет на дотации электроэнергетике, ЖКХ и тому же сельскому хозяйству. Господдержка производителя не напрямую, а через покупателя его продукции исключит распилы, станет действительно адресной и реально эффективной.
Четвертое: определение объемов ежемесячных трат вкладчиков и зачисление на их счета средств из Нацфонда вкупе с поступлениями дивидендов от инвестиций в инфраструктуру производятся таким образом, чтобы суммарное накопление осуществлялось с установленным процентом доходности сверх инфляции.
Пятое: при добровольном (сверх обязательных пенсионных взносов) пополнении вкладчиком своего счета процент доходности этой части накоплений удваивается.
Шестое: вкладчикам предоставляется право получать беспроцентную ссуду на приобретение жилья, образование и лечение под залог собственных накоплений.
Ну и, разумеется, накопительные счета открываются на всех детей одновременно с получением свидетельства о рождении.
Пётр СВОИК, член общественного совета при ЕНПФ