1502

Несправедливый ЕНПФ

Поговорим о ЕНПФ - поводов достаточно. С 1 июля вступил в силу Социальный кодекс, и в нем есть новшества, касающиеся накопительной пенсионной системы. Например, теперь вкладчики ЕНПФ получают возможность переводить до 50 процентов накоплений в частные управляющие компании (ЧУК). Причем на такие переводимые накопления отменяется государственная (бюджетная) гарантия на защиту от инфляции, зато на ЧУКи накладываются дополнительные требования. А еще со следующего года вводятся-таки неоднократно откладываемые дополнительные отчисления в ЕНПФ уже не с зарплат работников, а с общего фонда зарплаты сначала в полтора процента и с ростом к 2028 году до пяти. Причем это будут условные накопления, в пенсионные выплаты они будут входить, но вкладчикам не будут принадлежать и наследоваться.

Несправедливый ЕНПФ

Таким будничным тоном можно и дальше перечислять эти важные, но далеко не революционные новации. Однако пора поднимать тему пенсионного накопительства до пронзительно-драматического звучания. В конце концов, если строительство Нового и Справедливого Казах­стана не пустые слова, пора бы и начинать! Начинать с конкретного, наиболее важного и показательного. А что может быть более конкретным, важным и показательным, если не способность государства обеспечивать достойную старость своим гражданам?

Так вот я вам скажу со всей ответственностью: именно в пенсионном обеспечении вообще, и в накопительной части особенно, буквально сконцентрированы не только несправедливости, нелепости и неправильности, но и прямо разорительные для бюджета и всей национальной экономики методы и механизмы! Причем эти разорительно-разрушительные методы и механизмы уже много лет воспроизводятся-повторяются целым рядом государственных ведомств и высоких должностных лиц не только без попыток исправить, но и без намеков, что они эти несправедливости, неправильности и разорительности видят и понимают.

Ну что ж, выставим ситуацию с несправедливой пенсионной системой на вид для понимания читателей “Времени” и подкрепим серьезность наших утверждений фактами и цифрами.

Все приводимое ниже взято из официальных источников, эти данные легко проверить, а вот поверить в них… нелегко. Начнем с того, что для ветеранов, вышедших на пенсию до 1998 года - до появления накопительной системы (их у нас 365 тысяч, дай им бог здоровья!), средний размер пенсии сейчас - 133 тысячи тенге. Не богато, но для 1,8 млн более молодых пенсионеров средний размер - 111 тысяч тенге. Само рождение ГНПФ сотворило несправедливость, хотя люди не выбирают, когда родиться.

Более того, по вполне официальным подсчетам, коэффициент замещения (доля пенсии по сравнению с прежним заработком) вплоть до 2038 года будет падать, хотя он и сейчас намного меньше нормативных 60 процентов. В целом по экономике на первый квартал 2023-го средняя пенсия составила лишь 36 процентов от средней зарплаты. Правда, Социальный кодекс пенсию чуть приподнимет, но не зря ведь правительство решилось наступить на грабли сборов с работодателей.

Почему грабли? Потому что арифметически привлекательно, фактически разрушительно. Почему взносов не хватает на нормальную пенсию? Прежде всего потому, что в Казахстане низкие заработки. Доля труда в структуре ВВП по доходам - только 30 процентов, что категорически мало. Тогда как валовая прибыль корпораций - более 60 процентов, это убийственно много. Мало того, эти 30 процентов статистики высчитывают с учетом самозанятых, а если соотнести взносы в ЕНПФ (1,65 трлн тенге за 2022 год) с ВВП (101,5 трлн), получим, что официально работающие могут приобрести на свою зарплату лишь чуть больше16 процентов от всего производимого-покупаемого в стране. Это, называя вещи своими именами, катастрофа на рынке легальных заработков. Попытка собрать деньги еще и с фонда оплаты труда только усугубит эту катастрофу.

Рисунок Владимира Кадырбаева

С одной стороны, поступлений в накопительную сис­тему категорически недостаточно, с другой - собрана непостижимая сумма - больше 15,8 трлн тенге на середину этого года. Этого, на минуточку, с запасом хватило бы на строительство Балхашской АЭС, достройку Экибастузской ГРЭС-2 и приведение в порядок всех городских ТЭЦ, электрических и тепловых сетей. Причем тарифы пришлось бы поднимать всего лишь на величину ежегодных выплат из ЕНПФ, которые… просто мизерны. Так, на 1 июня это 172 млрд тенге, из которых собственно пенсионерам досталось меньше 100 млрд, а 65 млрд тенге - это вывод денег через страховые компании, не отмененное пока приобретение жилья и якобы услуги стоматологов.

Сравните с бюджетными затратами на выплату солидарных пенсий, которые накопительной системой при ее создании планировалось заменить. Только за январь - май по строке “Социальная помощь и социальное обеспечение” уже выплачено 2,14 трлн тенге, а всего на год запланировано 4,66 трлн. Это, кстати сказать, самая большая строка в госбюджете.

Выходит, доля ЕНПФ в пенсионном обеспечении меньше…

5 процентов. Причем в своей отчетности ЕНПФ предусмотрительно не приводит число получателей, иначе выявилась бы не только мизерность выплат, но и тот факт, что большая часть пенсионеров и того не получает.

Повторим: накопительный пузырь ЕНПФ раздувается фактически бесполезно для пенсионеров и экономики, зато на радость финансовым спекулянтам, нашим и иностранным. Недаром пролоббирован возврат к частным управляющим компаниям.

Схема спекулятивного пиршества на средства ЕНПФ такая: из 15,676 трлн тенге (на 1 июня) накоплений в правительственные заемные бумаги “инвестировано” 7,44 трлн, еще 2,63 трлн - в бумаги казахстанских эмитентов, а более 4 трлн - в бумаги иностранных государств и эмитентов. Внутри Казахстана основной “доход” от таких “инвестиций” извлекается из бюджета. Иллюстрация: по строке “Обслуживание долга” в бюджете на этот год стоят более 1,9 трлн тенге. За счет врачей-учителей. Это не только перекачка денег в ЕНПФ, но и весомый вклад накопительной системы.

А что касается “доходов” от заграничных “инвестиций”, вот вам МИТ (международная инвестиционная позиция) Казахстана на

1 апреля: нам должны $184,3 млрд, мы должны загранице $247,6 млрд, итого минус 63,6 млрд. Да, какие-то проценты от иностранных бумаг в ЕНПФ капают, но в целом национальная экономика, а значит, и казахстанцы теряют от такого “инвестирования” десятки миллиардов долларов ежегодно. Например, по платежному балансу за 2022 год из страны ушло как разница между доходами от наших зарубежных вложений и иностранных в нас двадцать семь миллиардов четыреста девяносто пять (специально пишем прописью) миллионов долларов.

И последняя порция убийственной статистики. Против упомянутых 4,66 трлн тенге расходов на соцобеспечение в бюджете на этот год стоят 1,71 трлн поступлений от индивидуального подоходного и 1,16 трлн от социального налога. Дыра между доходами и расходами 1,8 трлн тенге. А не будь отчислений в ЕНПФ, ее бы почти не было.

Осталось дать ответ, как столь одиозное пенсионное “накопление” старательно-равнодушно поддерживается фактически всем правительством и никто не шелохнется. Мы этот ответ обязательно поищем.

Пётр СВОИК, член общественного совета при ЕНПФ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть