Вызовы-2021
Основное про наступивший год мы узнаем уже в январе, но ясности это не добавит
Что год наставший нам готовит? По-своему даже удобно: самое главное мы узнаем уже в самом начале. 10 января пройдет голосование по выборам в мажилис и маслихаты. Много ли добавится свежих людей и идей, мы посмотрим. В любом случае выборы станут нашим главным внутренним политическим событием еще и потому, что за ними автоматически последует отставка правительства и формирование нового. С той или иной долей новых людей и идей, набор которых мы тоже еще успеем разглядеть и оценить.
Плюс президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ анонсировал на начало этого года новый пакет политических реформ, и это тоже станет несущим важную информацию отдельным событием. Отдельным потому, надо полагать, что нас ждет что-то сверх обещанного в предвыборных партийных программах или просто иное, иначе не было бы смысла анонсировать.
Небольшое соображение на этот счет: всем пяти соревнующимся партиям в одном мажилисе, похоже, не уместиться даже арифметически. Между тем выборы проходят также и в маслихаты, причем впервые по партийным спискам, и уж там-то места хватит всем. Но вот вопрос: чем бы таким догрузить местные представительные органы, чтобы партийная деятельность в них обрела смысл и для избирателей, и для самих партий?
И конечно, президент поставит перед обновленным правительством новые задачи, во многом повторяющие … старые. Элементарно потому, что действующее правительство далеко не со всем управилось. Прежде всего глава государства так и не дождался программы глубоких, возможно, радикальных, реформ, а также приведения в соответствие с новыми реалиями Стратегии развития Казахстана до 2025 года. Да и с ходом выполнения задач, поставленных в оглашенном 1 сентября послании народу на этот год, тоже не все гладко. Не говоря уже о необходимости совершить наконец целый ряд так и не сделанных шагов по Плану нации еще от 2015 года, о чем тоже говорил президент.
Наконец, объективно подходит время явить общественности конкретный результат деятельности специально созданных для прокладки курса в будущее структур в президентской администрации - Центра анализа и мониторинга реформ и Агентства стратегического планирования и развития.
Одним словом, насколько масштабными или не слишком окажутся кадровые и программные новации в парламенте и правительстве, мы сможем понять уже скоро. После чего освеженным депутатам, министрам и акимам останется только выполнять намеченное, а нам - следить за этим.
Впрочем, мы с вами понимаем, что любые наши кадровые расклады и внутренние планы, соприкасаясь с идущими сейчас со все большей густотой и неопределенностью внешними событиями, будут еще не раз заставлять многое менять и поворачивать. А там, в большом мире, примерно так же: все определится в январе, но… определенности не добавится. На 20 января в США намечена инаугурация президента Байдена, хотя кто-то до сих пор ожидает, что Трамп найдет способ остаться. Варианты остаются, но без вариантов главное: уходящий президент не признает победу соперника, тем самым разрушая системообразующую традицию и усугубляя партийный и общий раскол в США сверху донизу.
Как это отразится на нас непосредственно, а также опосредованно - через новый виток российско-американского и американско-китайского противостояния, определенно пока не скажешь. Определенность здесь пока в одном - отразится существенно и по формуле “многовекторность - на разрыв”.
В этом плане еще одно весьма важное для нас событие - послание президента России Федеральному собранию, ожидающееся как раз посередине между нашими выборами и инаугурацией в США. Напомним, что прошлогоднее прозвучало тоже 15 января, в нем была объявлена реформа Конституции, а сразу после послания произошла замена правительства. Необязательно ждать таких же решительных объявлений и на этот раз, но смещение политического и экономического векторов уже произошло, и нам стоит получше понять, куда все идет и к чему готовиться. Во всяком случае, тема “подарков” от русского народа, как бы невзначай прозвучавшая в программе “Большая игра” на российском телевидении, тоже становится элементом большой игры на постсоветском пространстве, и мы с ней в новом году еще столкнемся.
Возвращаясь же к нашим делам, заметим, что предвыборные партийные программы не огорчают себя сложностями международной обстановки и соревнуются в обещаниях избирателям. Порадуемся за них, но вопрос, где взять деньги, во весь рост встает не только перед многими нашими согражданами, но и перед страной в целом.
Немножко цифр. Авторитетный прогноз Национального банка обещает нам, что по мере стабилизации эпидемиологической обстановки, восстановления мировой экономики и внутреннего спроса динамика ВВП перейдет в положительную зону уже во втором квартале этого года и по году темпы роста составят 3,7-4,0 процента. То есть неприятности позади. Но… дефицит текущего счета и в таком благоприятном сценарии останется ощутимо глубоким, на уровне 5,7 млрд долларов. А в следующем - так и вообще 6,5 миллиарда.
Почему это так тревожно? Потому что состояние всей внутренней экономики Казахстана, со всей социалкой соответственно, полностью определяется вот этим самым внешним платежным балансом. По той не слишком обнадеживающей причине, что наша национальная валюта, тенге, она не инвестиционная и не кредитная, а обменная. То есть эмитируется Национальным банком в обмен на скупку излишков долларового предложения на валютном рынке. А если вместо излишков дефицит, приходится ждать либо девальвации, либо просто сжатия внутренней активности.
Да, текущий счет платежного баланса бывал у нас отрицательным и во вполне благополучные годы, но тогда это сопровождалось быстрым ростом запасов Национального фонда, а сам дефицит уверенно компенсировался поступлениями валюты по счетам иностранных инвесторов и кредиторов. Ныне же Национальный фонд работает в расходном режиме, а дефицит текущего счета во многом формируется как раз вывозом доходов инвесторами и кредиторами.
Если мы посмотрим, стоят ли задачи по исправлению такого положения в тех же президентских посланиях, то, да, стоят. А отражаются ли в программах партий, реальных действиях правительства и Национального банка, заметить не удается.
И еще небольшой, но весьма многозначительный статистический экскурс. С 2019 года у нас идет уже третья пятилетка индустриально-инновационной модернизации, государством приложены реально большие усилия, вложены громадные средства. Итог двух предыдущих: с 2009 по 2019 год удалось несколько улучшить соотношение горнодобывающей и перерабатывающей промышленности в общем объеме промышленного производства с 60 на 32 до 55 на 38 процентов. Однако сам объем промышленного производства в составе ВВП за это время уменьшился - с 54 до 42 процентов. То есть промышленный потенциал мы разменяли на разные сервисы, и при всех усилиях что-то поправить нас сносит в дальнейшую деиндустриализацию.
Стоит напомнить, что в Казахской ССР доля промышленного производства в валовом продукте составляла 90 процентов, а соотношение горнодобывающей и перерабатывающей отраслей было 10 на 90 процентов.
Вывод: без придания национальной валюте инвестиционного наполнения и появления государственного индустриального плана, увязанного с общим евразийским, которого просто не существует, не обойтись. Такие вот вызовы наступившего года.
Пётр СВОИК, обозреватель