3616

Кто-то теряет, кто-то находит

В стране в сфере ЖКХ ежегодно крутится триллион тенге. Но эти суммы не контролируют ни потребители, ни власти, ни поставщики услуг!

Кто-то теряет, кто-то находит
Фото Владимира ЗАИКИНА.

В Казахстане сложилась парадоксальная ситуация - большинство коммунальных тарифов регулируются государством, но при этом устанавливающие тарифы госорганы понятия не имеют, сколько из этих громадных денег идет в дело, а сколько - налево. По той простой причине, что государство в лице тех самых назначающих тарифы органов, а также законодателей и правительства в целом вместе с акимами элементарно не озаботилось созданием, кроме самоотчетности самих же монополистов, системы получения реальных знаний, как на самом деле обстоят дела с эксплуатационной и инвестиционной деятельностью на электростанциях, в котельных, электрических, тепловых и водопроводных сетях. А тем временем совокупно в сфере ЖКХ ежегодно крутится около триллиона тенге!

Ситуация настолько же очевидная, насколько и невероятная, абсурдная в своей необъяснимости: как же можно брать на себя ответственность за стоимость важнейшего для населения и экономики пакета услуг, если не имеешь системы отслеживания, куда и как расходятся собираемые с потребителей триллионы?!

Мы-то знаем ответ и вам его преподнесем. Но ближе к концу, потому что этот общий ответ относительно сознательной слепоты государственного регулирования ЖКХ касается далеко не только тарифов.

К примеру, знаете ли вы, что регулирующие органы, назначая тарифы с учетом, разумеется, потерь в подающих сетях, сами не имеют понятия о реальной величине этих потерь? По той элементарной и тоже очевидной и невероятной причине, что системы приборных измерений нет. Вот просто нет, и все.

Да, в тарифных сметах потери воды и тепла присутствуют, без них расчеты невозможны, и цифры стоят даже с десятыми после запятой, с ежегодными планами-заданиями по снижению. И планы выполняются. Но все эта арифметика нарисованная, никто реальные потери не измеряет, потому что… нечем.

Даже в электрических сетях, где с измерениями, казалось бы, традиционно в порядке, пространство низковольтной разводки от внутриквартальных подстанций и до квартирных счетчиков - это “серая зона”, больше всего пропадает именно там. А сколько там реально физических и сколько так называемых коммерческих, то есть воровства, потерь, ни в одном энергосбыте не знают.

А про тепловые и водопроводные сети вообще разговора нет, в смысле нет системы измерений, сколько отпущено на источниках и сколько реально дошло до потребителей. Есть пестрая мешанина из квартирных счетчиков, которые где-то есть, а где-то нет, есть отдельные приборы у субъектов предпринимательства, кое-где есть общедомовые приборы, а между ними вообще провалы.

Хотите узнать, сколько все же теряется, а сколько используется - на это такая “измерительная” система не способна. А вот если бы кому-то понадобилось все запутать и дать основу для раздувания или занижения потерь, выведения на бумаге любых нужных результатов - такая система в самый раз.

Но как же так, спросите вы, разве не само государство настойчиво добивается приборного учета во всем ЖКХ? Да, разговор об этом ведется давно и упорно, например требование обеспечить до 1 января установку общих приборов во всех много­квартирных домах самыми энергичными буквами было даже вписано в закон. 1 января помните какого года? 2009-го. И где тот год и те приборы?

Да, денег, организационных усилий и нервов было потрачено море. Но по какой-то причине (той самой, о которой скажем) кампания “оприборивания” будто специально с самого начала была задумана провальной.

Судите сами: в магазин со своими весами не ходят, и вообще обязанность измерять отпускаемый товар всегда за продавцом. За покупателем же право контролировать. И только у нас в ЖКХ все ровно наоборот. Так мало того, тарифный регулятор додумался стимулировать жильцов к установке приборов с пониженным тарифом. Чисто надуманно, ведь прибор сам по себе ничего не экономит. И вот, представьте, ставить-то все равно приходится теплосетям, и после всех затрат и усилий они получают с “оприборенного” дома… меньшую плату. Добросовестная глупость или сознательный саботаж? Не знаю, чего больше, но основная причина та же, что мы и собираемся назвать.

И последний перед раскрытием обещанной тайны пример: те самые ОСИ взамен КСК. Газета “Время”, еще когда революционные поправки в жилищное законодательство на этот счет только готовились, начала акцию “Как нам обустроить КСК”, и мы до сих пор отслеживаем ситуацию. Совсем не оптимистическую, примерно как с “оприбориванием”: сроки заканчиваются, регистрация ОСИ отнюдь не массовая и с ней одни проблемы. Зато заранее понятно, чем все после бесконечных попыток и проволочек закончится: председатели упраздненных КСК перерегистрируются в управляющие компании - и все останется, как и сейчас.

А теперь та самая главная причина - отсутствие в ЖКХ… государства. Помните, какую схему управления городским жилым фондом предлагали мы? Трехступенчатую.

На нижнем уровне те самые ОСИ - объединения жильцов в каждом многоквартирном доме, само по себе это правильно и необходимо. Но вот эти общественные объединения жителей многоэтажек не должны оставаться сами по себе, содержать своих председателей, кассиров и дворников. Это то же самое, что порушить колхозы на крестьянские подворья. Общественная самоорганизация жильцов должна получить прямую и обратную связь непосредственно с властью данного города через создаваемые, например, на условиях ГЧП (государственно-частного партнерства) управляющие компании. Тогда и с регистрацией все было бы в порядке, и городская власть стала бы не отстраненным начальником, а непосредственным участником, стороной и организатором жилищно-коммунальных процессов. Включая и обеспечение измерений объемов услуг, и эффективный контроль за тарифами.

Но депутаты-законодатели с подачи правительства, разумеется, аккуратно зачистили закон “О жилищных отношениях” от ответственного участия в этих отношениях государства в лице городской власти. Как точно так же зачистили от общественного контроля и ответственности государства перед потребителями закон “О естественных монополиях”. Те самые депутаты, которые вскоре уступят свои места следующим. Но не в оправдание ответственных за тарифы и за ЖКХ должностных лиц, а истины ради скажу: они не виноваты. Можно даже сказать, что они вообще ни при чем.

Тут все дело в заданной извне идеологической установке: копируем стандарты Организации экономического сотрудничества и развития (читай: Европы и США). В той же электроэнергетике и коммунальном хозяйстве это разгосударствление, дерегуляция, коммерциализация и вывод тарифов на инвестиционный уровень. А то, что у нас исторически и технически, ментально и социально все несколько не так и работать не будет, то ли искренне не понимается, то ли сознательно игнорируется.

К примеру, европейский опыт долгосрочных тарифов в условиях плавающего курса национальной валюты не работает в принципе. Что до сих пор отзывающаяся в электроэнергетике и ЖКХ девальвационная катастрофа 2015 года и доказала. Но ничему не научила.

Нам остается только надеяться, что в послевыборном депутатском и правительственном составах поуменьшится число сторонников идеи бездумного подражательства. Но суждено ли сбыться на­деждам?

Пётр СВОИК, обозреватель

Поделиться
Класснуть