Зацикленный кабмин
Данные правительству две недели - достаточный срок, чтобы все переосмыслить и исправить или уйти.
Пётр СВОИК
Стоит запомнить эту дату: 10 июля 2020 года. Состоявшееся в тот день в теперь уже привычном для всех онлайн-режиме расширенное - с участием президента - заседание кабинета министров по итогам социально-экономического развития страны в первом полугодии и мерам по дальнейшему развитию экономики может стать началом его, правительства, второго дня рождения. Или не стать.
С отчетом выступил, как и полагается, премьер Аскар МАМИН, и мы узнали, что на фоне глобальных негативных трендов в Казахстане наблюдался устойчивый рост в реальном секторе экономики. Производство товаров выросло на 4,1 процента. Основными драйверами стали строительство (+11,2 процента), а также обрабатывающая промышленность (+4,8), рост которой обеспечен за счет автомобилестроения (+46), фармацевтики (+24), производства готовых металлических изделий (+20), легкой промышленности (+8), выпуска резиновых и пластмассовых изделий (+8) и бумаги (+15). Положительная динамика также отмечена в горнодобывающей промышленности (+2,2 процента). Ввод жилья по стране вырос на 7,3 процента. Построено 32 традиционных и 17 крупных майнинговых центров обработки данных.
Ведется строительство и реконструкция 5,5 тыс. км республиканских и 4 тыс. км местных дорог. В первом полугодии реконструировано 800 км сетей водоснабжения и водоотведения, реализуется 21 проект по газификации регионов. В этом году будет реализовано 160 проектов в топливно-энергетическом и агропромышленном комплексах, металлургии, химической и легкой промышленности, строительной индустрии, машиностроении и фармацевтике.
Инвестиции в сельское хозяйство выросли на 19 процентов, в переработку - на 16,6. Посевная площадь доведена до 22,5 млн га, экспорт аграрной продукции в физическом объеме вырос на 14,9 процента, а площадь орошаемых земель увеличится с 1,5 млн га в нынешнем году до 2 млн га в 2022-м.
Отдельные недостатки тоже, конечно, имеются: ВВП снизился на 1,8 процента, сектор услуг потерял 5,6 процента, но по общему пафосу отчет главы кабмина почти победный. Хотя “в текущих условиях основной задачей правительства является нивелирование негативных последствий пандемии и глобального кризиса, поддержание занятости в стране”, но “принимаются масштабные меры”. И в целом “правительством будут приняты все необходимые меры, направленные на решение задач по стабилизации экономики, обеспечению устойчивости уровня занятости и поддержке доходов населения”.
Однако уж слишком очевидно такая лихая реляция не вписывается во все то, что сегодня волнует и даже пугает население, бизнес и сами власти. Да и, собственно, сам глава государства задал совсем иной тон онлайн-заседанию. Итог: правительству даны две недели, чтобы все осознать и исправить, специальная госкомиссия разберет ошибки чиновников, а мы подождем послание главы государства, в котором он, думается, объявит о новых мерах.
Получается, взят некий тайм-аут, а потому и мы можем попытаться понять, в чем причина эдакой надежно-добротной неспособности министров и акимов действовать именно так, как диктует усугубляющийся кризис и как требует от них глава государства.
Для подсказки такое сопоставление: правительство будет продолжать контрциклическую макроэкономическую политику (это из отчета премьера), а мы... находимся на войне, кризис будет только обостряться (таково видение президента).
Здесь, между прочим, сокрыто даже разное, если хотите, миропонимание. Словечко “контрциклическая” определяет не только политику, но и верование тех, кто в правительстве отвечает за стратегию. Для них бьющие по экономике и населению Казахстана коронавирус и падение цен на мировом нефтяном рынке - это отдельно взятые временные неприятности, эдакие одиночные “черные лебеди”, неизвестно откуда прилетающие и куда-то потом улетающие. Поэтому главное - перетерпеть, а потом все будет как прежде.
А теперь сравните: “в преддверии новой эпохи я обращаюсь к народу Казахстана… великие перемены, происходящие на наших глазах, - это одновременно исторический вызов и шанс для нации... Только те народы, которым удастся опередить будущее и решительно пойти навстречу вызовам, а не стоять и ждать, окажутся победителями…” Это откуда? А это январь 2017 года, объявленная первым президентом “Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность”, осуществляемая на основе плана нации “100 конкретных шагов”. Сам же план нации - это май еще 2015 года, а все 100 шагов расписаны по пяти институциональным реформам: современный госаппарат, верховенство закона, индустриализация и экономический рост, нация единого будущего и подотчетное государство. Ничего не напоминает? Ведь эксперты, как, впрочем, и власти, по-прежнему дружно перечисляют пять причин неуспеха экономических реформ и антикризисной политики: чудовищная забюрократизированность госаппарата, отсутствие правосудия в судах, невозможность развития несырьевого бизнеса, разрыв между властью и обществом и безнаказанная неподотчетность правительственных чиновников.
То есть когда нынешний президент не далее как в минувшем январе на аналогичном подведении итогов прошлого года, еще до коронавируса и обрушения нефтяных цен, ставил перед правительством задачу разработки нового экономического курса, глубоких, возможно, радикальных реформ, он не сказал ничего неожиданного. На самом деле тот самый “цикл” мирового рынка, в котором на росте сырьевых цен и быстром наращивании физических объемов сырьевого экспорта выросла вывозная экономическая модель Казахстана, надежно закончился еще несколько лет назад.
Если конкретно, то на постсоветском пространстве новая спираль исторического цикла пошла от образования Таможенного и Евразийского союзов и всей последующей связанной с этим политической и экономической катавасии. К примеру, Национальный фонд Казахстана был необратимо переведен из накопительного в расходный режим еще осенью 2014-го, а любой запас неизбежно кончается. Выходит, президентские модернизационные программы 2015-2017 годов были актуальны и неотложно необходимы уже тогда. Но где результаты и почему правительство опять говорит о контрциклической политике?
Ответ мы с вами просто обязаны найти и поскорее огласить как можно громче, потому что две недели или срок до президентского послания народу на следующий год - это миг, а страна должна знать свою перспективу и стратегию на годы вперед.
Всего в двух словах не скажешь, но важно понять, что выход из нашего и общемирового кризиса будет не в прошлое, а в будущее, и в этом будущем точно не будет не только персонально не справившихся с ситуацией членов правительства и акимов, но и собственно той экономической модели и политической системы, которая взрастила и отобрала такие кадры и такие методы их работы.
А потому требуемые президентом новые исполнители - образованные, решительные, инициативные, деловые и честные, если они и найдутся, должны будут на ходу не просто предпринимать антикризисные меры, но и сразу перестраивать экономическую модель и политическую систему. Правительству на все такое переосмысление отведено по большому счету всего несколько дней. Как думаете, успеет?
Пётр СВОИК, обозреватель