2918

Зажгите свет

Повышение тарифов будет перманентным процессом, пока оптовый рынок электроэнергии не выведут из тени

Зажгите свет
Фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА.

Не успело правительство утвердить комплексный план восстановления экономического роста, как Минэнерго подготовило повышение тарифов для электростанций путем дополнения их нормой прибыли. Точнее, прибыль в тарифы и раньше закладывалась, но еще в 2018 году после заседания Совета безопасности коэффициент прибыли был обнулен. Теперь же предполагается вместо нуля норма 11,8 процента. По министерским расчетам, это приведет к повышению конечных потребительских тарифов в среднем на 11 (от 4,4 до 24) процентов.

А мы все знаем, какая цепочка роста всех прочих цен потянется за тарифами на электроэнергию, побольше даже, чем на бензин или, например, муку. К тому же на подорожавшей электроэнергии подрастут не только рыночные цены. Рост стоимости электроэнергии как стратегического товара является законным основанием для повышения других устанавливаемых государством тарифов, в ЖКХ например.

В качестве обоснования Мин­энерго утверждает, что нынешний уровень предельных тарифов не учитывает роста цен на топливо, тарифов ВИЭ и увеличения стоимости импортных материалов, запчастей и оборудования, что может негативно повлиять на рынок электроэнергии уже осенью. Так ли это?

Если честно, не совсем так: нехватка средств на электростанциях такова, что перспектива негативно повлиять выглядит излишне оптимистической. Тем более что и у сетевых предприятий положение не лучше. Речь идет о том, смогут ли энергетики да и коммунальные предприятия тоже вообще пережить предстоящую зиму, а сейчас, летом, хотя бы к ней подготовиться.

С этой точки зрения, да, тарифы надо поднимать, и, скорее всего, даже планируемой “прибыльной” добавки будет недостаточно. Однако относительно задачи восстановления экономического роста это будет явно против хода: малый, средний и прочий бизнес получит электрический удар в спину, да и население, и без того резко потерявшее доходы, такой сюрприз не обрадует. Те же самые невеликие 42 500 тенге никто ведь на рост тарифов индексировать не будет.

Как же быть, есть ли способы и энергетикам средства найти, и экономику с населением повышением тарифов сильно не пугать и не напрягать? Да, есть, сразу по нескольким пунктам.

Пункт первый: самое время организовать наконец-то независимый аудит деятельности предприятий электроэнергетики, а заодно и ЖКХ, хотя бы по самым крупным затратам. Потому что (открою давний правительственный секрет) подлинного положения на подведомственных предприятиях ни Минэнерго, устанавливающее тарифы для электростанций, ни Миннацэкономики в лице комитета по регулированию естественных монополий, командующего всеми другими тарифами, не знают. Точнее, знают, конечно, но исключительно по отчетам самих же монополистов. Регулируемых способов получать объективные сведения помимо самоотчетов нет. Они вычищены как из законодательства, так и из практики тарифного регулирования. К такому замечательному положению правительство упорно шло последние лет десять... и пришло-таки.

Поэтому мы с вами вполне можем предположить, что при всей острой нехватке средств в цехах электростанций, на водоподготовительных и очистных сооружениях, в электрических, тепловых и водопроводных сетях немалая часть благополучно распиливается и выводится в частные карманы. И можно даже допустить, что эта часть поболее той прибыли, которую собираются вернуть в тарифы.

Пункт второй: “осветлить” так называемый оптовый рынок электроэнергии, особенно его децентрализованную часть. То есть систему заключения долгосрочных парных контрактов между электростанциями и некими допущенными на этот рынок крупными потребителями, а также между электростанциями и так называемыми ЭСО - энергоснабжающими организациями, выступающими чисто посредниками-перекупщиками. А больше мы вам про этот рынок ничего не расскажем, потому что информация закрыта. Какие электростанции, каким покупателям, в каких объемах и по какой стоимости отпускают энергию - это секрет. Как секрет и то, какой-такой базарком и каким образом составляет контрактные пары - на этот счет нет ни нормативных положений, ни практических сведений.

Так, в первом квартале этого года из 29,5 млрд кВт/ч выработки на централизованных торгах, о которых есть хоть какая-то информация, было продано только 131 млн кВт/ч, или меньше половины процента. А 99,5 процента всей выработанной в Казахстане электроэнергии распределены в буквальном смысле втемную. И объем этого непрозрачного рынка, между прочим, только за один квартал порядка 160-200 млрд тенге. Вот и судите о теневых оборотах.

Единственное, что мы знаем точно, - это то, что всем нам, населению, малому и среднему бизнесу, учреждениям и организациям, не входящим в избранный круг, электроэнергия достается по остаточному принципу в смысле величины тарифов. А кому-то, кто потребляет много больше нашего, она обходится сильно дешевле, возможно, в разы.

Тут вот еще какой финт со стороны Минэнерго: так называемые предельные тарифы. А чем предельные тарифы отличаются от утверждаемых для нормальных монополистов? Тем, что монополист тоже имеет право понижать тарифы, но для всех одинаково. А вот предельный тариф разрешает электростанциям поворачиваться к разным покупателям разными боками: кому-то по наибольшей стоимости, а кому-то, так сказать, по любви.

И вот шикарно замкнутая сама на себя схема: полностью закрытый для информации оптовый рынок, на котором некий базарком как-то составляет кому-то выгодные пары, а продавцы с покупателями могут еще и поиграть в свое удовольствие предельными тарифами. Проигравшие же тоже заранее назначены - нам всем любая догрузка предельного тарифа прибылью обойдется по полной, а вот кто-то как покупал дешево, так и будет покупать.

Итак, если убрать непрозрачность рынка электроэнергии хотя бы по этим двум пунктам, то вопрос повышения тарифов уже не будет стоять так остро. А ведь наш перечень далеко не исчерпан. Вот вам, например, еще пункт третий.

Обратили внимание на ссылку насчет ВИЭ как предлог для повышения тарифов для традиционных электростанций? Здесь еще один финт Минэнерго: если в других странах поддержка солнечной и ветровой энергетики осуществляется государством, то у нас это финансируется… из нашего кармана. Схема даже красивая: замечательно чистая, но неконкурентная альтернативная выработка на оптовый рынок вообще не выведена. Еще бы, тарифы на традиционную генерацию лежат в диапазоне 2-3 - 6-7 тенге за 1 кВт/час, тогда как для солнечных и ветровых установок государство назначает тарифы от 20-25 тенге и выше. Кто же ее покупает? Это обязывают делать… угольные электростанции, и понятно, что они требуют повышать тарифы и из-за этого.

Пока альтернативная выработка невелика, в том же первом квартале ее доля составила 1,5 процента, еще терпимо. Но темпы наращиваются: ветровая выработка против прошлого года выросла сразу на 59 процентов, а солнечная - так и на все 273 процента. А каждый процент - это 4-5 процентов удорожания обычных тарифов.
Теперь понятно, почему Минэнерго собралось пойти по самому бесхитростному пути - просто добавить в тарифы прибыль. На самом деле это обходной путь, лишь бы не зацепить хитро устроенный оптовый рынок.

Пётр СВОИК, обозреватель

Поделиться
Класснуть