4630

Раскачиваться уже некогда

Министерству труда надо срочно создавать накопительную систему социальной защиты, в которую граждане сами с удовольствием станут делать взносы

Раскачиваться уже некогда
Фото Владимира ЗАИКИНА

В социальных сетях неделями кипело недоумение и негодование по ситуации с выплатами 42 500 тенге: важное и нужное государственное решение было окружено массой недоработок, неясностей и просто эксцессов типа призывов Министерства труда и социальной защиты вернуть уже выплаченные деньги получившим их “незаконно”. Слава богу, наверху хватило мудрости, ведь чего точно ответственному государственному органу делать не стоило, так это осуществлять незаконные выплаты и уж тем более требовать от “провинившихся” исправить министерскую ошибку.

Впрочем, в любом новом, к тому же объемном и сложном деле без первоначальных ошибок не обойтись. А объемы получаются именно громадные: еще неделю назад с заявлениями обратились 4,7 млн казахстанцев, и на начало этой недели выплачено было уже почти четырем миллионам.

Между тем, по статистическим данным, в Казахстане так называемой рабочей силы, то есть неучащихся лиц от 15 лет и до пенсии, насчитывается всего 9 млн 215 тыс. человек, из них 8 млн 773 тыс. относятся к занятым, а 441 тысяча - безработные. Получается, что коронавирус вынудил обратиться к государству за помощью уже больше половины всей рабочей силы в стране - и это в первый месяц карантина! А ведь еще только через пару месяцев, и то, если с коронавирусом будет счастливо покончено, нам предстоит ощутить настоящие результаты падения всего остановленного и сколько-то еще месяцев ждать восстановления, притом частичного - треть или около того, скорее всего, не поднимется.

Плюс еще только через месяц-два в экономику придет негативный эффект от падения мировых цен на нефть, умноженный на физическое сокращение казахстанского нефтяного экспорта. А за этим - сжатие объемов в длинной цепочке обслуживающих отрас­лей. Это тоже сильно добавит потерявших работу и нуждающихся в государственной помощи, причем ждать восстановления на нефтяных рынках нам придется дольше, чем укрощения даже самой затянувшейся пандемии.

Одним словом, то, что так аврально пришлось соз­давать по линии Минтруда и соцзащиты, надо бы превращать не просто в рассчитанную на долгий срок схему, а в постоянную. Дело в том, что из “матрешечного” кризиса в виде карантина по коронавирусу, потом по нефти, потом по переделам на финансовых рынках, потом по геополитическому переделу мы вернемся вовсе не в прежнюю жизнь, а в совершенно новую. Так, работа на удаленке, дистанционное обучение, вынужденная переориентация с “вывозной” экономики на внут­реннюю, опора не на города, а на пригороды - это уже навсегда.

Соответственно, государству нужна принципиально новая линия прямой и обратной связи с гражданами, иначе спокойствия, с одной стороны, и устойчивости - с другой не будет. А будет плохо обеим сторонам.

Таким образом, необходима система получения в постоянном и автоматическом режиме информации, сколько реально человек имеет, сколько ему требуется для обеспечения жизненных стандартов и нужна ли (в каком объеме и в каком виде) помощь со стороны государства.

Где государство сможет брать ресурсы для выполнения обязательств со своей стороны - это отдельная тема, ее мы тоже непременно обсудим. Со стороны граждан достоверную информацию можно получить лишь от них самих, и только единственным способом: если отчитываться о всех своих источниках существования им будет элементарно выгодно.

Как этого добиться, мы с вами не раз уже говорили. По уже сделанному (но зависшему в исполнении) поручению президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА объединить ЕНПФ с фондами соцзащиты и медстрахования, разрешить вкладчикам использовать часть накоплений на жилье, образование и другие полезные дела. А чтобы население стало реальным инвестором, подпитывающим внутреннюю экономику, распределять по накопительным счетам часть транша из Нацфонда с премированием добровольного пополнения гражданами своих счетов. Вот и получится обоюдовыгодная связь.

Напомним: президент потребовал от правительства программу нового экономического курса, и срок 15 мая быстро приближается. Но новый курс - это пересмотр прежнего, и ничего не получится, если смотреть вперед, не видя и не понимая перспективы.

Вот, например, Министерство национальной экономики на фоне карантина как бы ужесточило прогноз по безработице на 2020 год - ее уровень составит 5,8 процента от численности рабочей силы, тогда как до коронавируса прогнозировалось 4,8. Нехорошо, конечно, что безработных у нас в стране станет на целый процент больше, но вообще-то уровень ниже шести процентов - это успокаивающий прогноз. В благословенных США, например, сам министр финансов предупреждает, что если против пандемии не будут приняты решительные меры, то безработица достигнет 20 процентов, а неправительственные аналитики пугают даже тридцатью.

Надо сказать, что специалисты Минтруда и Минэкономики за последнюю пару лет (после “уставшей” на должности министра труда и соцзащиты Тамары ДУЙСЕНОВОЙ) проделали большую работу… Нет, не по увеличению числа рабочих мест в стране, а по раскассированию той самой рабочей силы по учетным графам, чтобы никого не упустить.

Рабочая сила раскладывается по-крупному: 6,7 млн наемных работников и 1,5 млн индивидуальных предпринимателей. А еще у нас в стране 2,9 тысячи человек занимаются частной практикой, и ровно 14,2 тысячи уважаемых сограждан трудоустроены в качестве учредителей хозяйственных товариществ и акционерных обществ. Но по найму в организациях (читай: на легальной работе) трудятся всего 5,88 миллиона, остальные если и наняты, то неформально. Так, число активных, то есть хотя бы по одному взносу за год, вкладчиков ЕНПФ не более 6,6 млн, на остальных взрослых есть счета, но от них нет поступлений.

Даже по статистике у нас 2,1 млн самостоятельно занятых, из которых полтора миллиона, гласит статучет, чем-то занимают сами себя в личных подсобных хозяйствах, остальные проходят как независимые работники в городах, наверное.

А поскольку пособий по безработице как таковых у нас нет, то в числе безработных учитываются лишь те, кто охвачен программами обу­чения-переобучения или специально организуемых временных работ. На самом же деле мы сами видим, сколько людей остались без работы и нуждаются хотя бы в прожиточном минимуме.

Опять-таки, по благостному видению Миннацэкономики, среднемесячная заработная плата в этом году вырастет до 198,2 тысячи тенге против прежнего прогноза в 182,5 тысячи. Но если мы с вами разделим всех занятых на годовой объем взносов в ЕНПФ, получим в два раза меньше - не более 95 тысяч тенге на каждую единицу рабсилы. Другая половина - она, может быть, и есть, но, кроме статистических изысканий, государству о ней ничего не известно.

Итак, Министерству труда надо срочно создавать накопительную систему социальной защиты, в которую граждане сами с удовольствием станут делать взносы, отчитываясь тем самым о своих доходах. В обмен на адресную гос­поддержку тех, кому положено.

Пётр СВОИК, Алматы

Поделиться
Класснуть