3016

На пути к 15 мая

Правительство утвердило концепцию государственной программы развития торговли на 2021-2025 годы - спокойный такой документ, не поддающийся охватившей весь мир истерии по поводу коронавируса или, допустим, распада ОПЕК+. А ведь это нас и интересует в первую очередь - насколько правительство способно, не шарахаясь вместе с нами в гаданиях, как далеко за 400 улетит курс тенге или насколько затянутся каникулы в школах и кинотеатрах, защитить население и экономику от надвигающихся мировых вихрей.

На пути к 15 мая

К тому же задание президента правительству представить ему к 15 мая программу нового экономического курса с глубокими, возможно, радикальными, реформами тоже никто не отменял. Это задание просто наложилось на необходимость экстренно реагировать на тот же коронавирус и падение нефтяных цен, всячески зажимать расходы и как-то так облегчать стоимость нацвалюты, чтобы никто не возроптал и не запаниковал.

Но если на пути к 15 мая правительство утверждает документы уровня госпрограммы, этот процесс просто не может не вписываться в формирование нового экономического курса. То есть если государственная программа развития торговли на шесть лет вперед хоть как-то относится к тому, что президент подразумевал под новым курсом, то она просто не может не отразить глубокие реформы по своему торговому профилю. Вернее, так: насколько в концепции поворот на новый курс отражен, настолько он отразится и в том документе, который, конечно же, в положенные сроки правительство представит президенту. И который, конечно, в основных тезисах уже набросан и сейчас утрясается.

И вот на пути к повороту на новый экономический курс правительство утверждает концепцию торговли, никаких поворотов не предусматривающую. Как прикажете это понимать?

Документ, повторим, вполне спокойный, посвященный решению действительно накопившихся в торговых сетях проблем: теневые обороты, ненужные посредники, недостаток торгово-распределительной инфраструктуры, цифровизация и все такое в стиле дальнейшего совершенствования.

Может быть, казахстанские торговые сети, о которых в концепции печется Министерство торговли, - это дело сугубо внутреннее, к зарубежным вирусным и нефтяным вихрям не относящееся, само от них страдающее? Так нет, в мандат Министерства торговли входит и внешнеторговая деятельность, из-за которой нас сейчас так колбасит. Если конкретно, то вот наглядная картина в цифрах как раз торгового аспекта обрушившихся на нас внешних неприятностей (см. таблицу).

Данные за 2020 год - это то, что заложено в бюджет, а выборку по 2010-2011 годам мы сделали потому, что важнейшие для нашей экономики показатели экспорта и импорта по прошлому году топчутся на уровне десятилетней давности. И в этом году, как теперь отчетливо видно, роста не ожидается.

Самое же неприятное: если десять лет назад платежный баланс Казахстана сводился с большим плюсом, то теперь - с большим минусом, и как раз этот минус давит на девальвацию тенге. А теперь представим, что нефть будет стоить не заложенные в бюджет казавшиеся скромными 55 долларов за баррель, а где-нибудь под сорок или тридцать. Это какой же курс вместо заложенных в бюджете 380 тенге за доллар, если уже сейчас преодолен рубеж 400+, мы получим?!

А ведь неудержимая девальвация - это паника почище коронавируса! Но как в таком случае, если не за счет сжигания Нацио­нального фонда, нашей не поворачивающей ни на какой новый курс экономике существовать дальше?

Может быть, представляющее концепцию Министерство торговли считает, что повлиять на стремительно ухудшающуюся внешнеэкономическую конъюнктуру не в его силах, а потому не стоит и обращать внимания. А утвердившее концепцию правительство объято таким же фатализмом-пофигизмом. Или, может быть, все наде­ются, что нахлынувшие проблемы столь же стремительно и схлынут. Или все еще проще: ответственные лица Мин­торга уверены, что проблемы торговли - это одно, а проблемы экономики - это нечто иное. И в правительстве некому им объяс­нить...

Ну что же, давайте объясним мы, что никакой экономической политики отдельно от торговой как в Казахстане, так и во всем мире нет и быть не может.

А если по-честному, так и вся геополитика, включая коронавирус, целиком охватывается одной только торговой политикой, и мы сейчас с этим в нескольких абзацах разберемся.

Весь привычный современному человеку набор товаров и услуг производится в давно вышедших за пределы государств транснацио­нальных корпорациях, поделивших глобальный мир между собой. Почти монополистом является производитель мировых денег - США, и еще в нескольких местах - Евросоюзе, Англии, немного в Японии и Китае - денежный товар производится относительно самостоятельно по приемлемой для их экономик кредитной и инвестиционной стоимости. Остальные “суверенные” валюты - это “местные доллары” по удушающей для внутренних производителей цене.

И вот, не вдаваясь в подробности, производство мировых денег сейчас в системном кризисе, выходом из которого станет разделение как раз по валютным швам глобального рынка на регио­нальные. Процесс неотменяемый и объективно катастрофический по масштабам, именно поэтому им пытается руководить тот же Трамп, например.

Коронавирус же независимо от происхождения - это генеральная репетиция, способ потренироваться в условиях торможения производств и торговых потоков в основных мировых центрах. Эдакая прививка, иммунитета не дающая, но тренирующая приспо­собляемость.

Выход же России из ОПЕК+ - это кульминационный этап борьбы за нефтяные рынки, она же - борьба за газовые рынки, а в конечном счете за рынки для уже недолларовых валютных систем. А это дело упорно-длительное, и низкие цены надолго.

К онфигурация многополярного мира? Разделительная линия лучше всего просматривается по самодостаточности автопромов: кандидаты первого ряда - это страны или наборы стран, способные не собирать современные автомобили, а целиком делать их. Столицы же новых макрорегионов намечаются по способности иметь самодостаточные космические и оборонительные системы, авиа- и судостроение, атомную энергетику, цифровые платформы и вообще прорывные технологии шестого уже экономического уклада.

У Казахстана в этом мировом переделе своей игры нет, а вот место, и достаточно значимое, как и варианты поведения на этом месте, имеются. Сейчас мы их назовем, но сначала укажем на общую для всех вариантов и главную на сегодня проблему - нехватку валюты для затыкания разрывов на главном - внешнеэкономическом - торговом контуре. Ресурсы же эти объективно негде взять, кроме как у сырьевых экспортеров и “иностранных инвесторов”, в отношениях с которыми и нужен новый курс и глубокие реформы. Плюс у Казахстана убийственно минусовое торговое сальдо - более семи миллиардов долларов ежегодно с главным партнером по ЕАЭС - Россией. И эту проблему тоже категорически необходимо решать.

Можно, упирая на суверенитет, попытаться переждать главную схватку, но тогда надо знать, на чем продержаться и как добыть необходимые ресурсы собственными силами. И еще понимать, что в пост­кризисном мире нам опять отведут место внешне эксплуатируемой периферии. Можно рискнуть и самим подключиться к Большой игре через инициирование перевода евразийской интеграции из невыгодного нам торгового формата в совместно инвестиционный. Недаром ведь Министерство торговли имеет в своем названии и слово “интеграция”.

В любом случае, чтобы обсуждать решения проблемы, надо эту проблему обозначить. В замечательном кино “День радио” у руководителя медиахолдинга были две проблемы: одна реальная и кажущаяся неразрешимой, а другая - потеря пуговицы от клубного пиджака. И он сосредоточился на поисках пуговицы. В кино все закончилось благополучно и очень смешно. Но в жизни обычно бывает иначе.

Пётр СВОИК, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть