На пути к 15 мая
Правительство утвердило концепцию государственной программы развития торговли на 2021-2025 годы - спокойный такой документ, не поддающийся охватившей весь мир истерии по поводу коронавируса или, допустим, распада ОПЕК+. А ведь это нас и интересует в первую очередь - насколько правительство способно, не шарахаясь вместе с нами в гаданиях, как далеко за 400 улетит курс тенге или насколько затянутся каникулы в школах и кинотеатрах, защитить население и экономику от надвигающихся мировых вихрей.
К тому же задание президента правительству представить ему к 15 мая программу нового экономического курса с глубокими, возможно, радикальными, реформами тоже никто не отменял. Это задание просто наложилось на необходимость экстренно реагировать на тот же коронавирус и падение нефтяных цен, всячески зажимать расходы и как-то так облегчать стоимость нацвалюты, чтобы никто не возроптал и не запаниковал.
Но если на пути к 15 мая правительство утверждает документы уровня госпрограммы, этот процесс просто не может не вписываться в формирование нового экономического курса. То есть если государственная программа развития торговли на шесть лет вперед хоть как-то относится к тому, что президент подразумевал под новым курсом, то она просто не может не отразить глубокие реформы по своему торговому профилю. Вернее, так: насколько в концепции поворот на новый курс отражен, настолько он отразится и в том документе, который, конечно же, в положенные сроки правительство представит президенту. И который, конечно, в основных тезисах уже набросан и сейчас утрясается.
И вот на пути к повороту на новый экономический курс правительство утверждает концепцию торговли, никаких поворотов не предусматривающую. Как прикажете это понимать?
Документ, повторим, вполне спокойный, посвященный решению действительно накопившихся в торговых сетях проблем: теневые обороты, ненужные посредники, недостаток торгово-распределительной инфраструктуры, цифровизация и все такое в стиле дальнейшего совершенствования.
Может быть, казахстанские торговые сети, о которых в концепции печется Министерство торговли, - это дело сугубо внутреннее, к зарубежным вирусным и нефтяным вихрям не относящееся, само от них страдающее? Так нет, в мандат Министерства торговли входит и внешнеторговая деятельность, из-за которой нас сейчас так колбасит. Если конкретно, то вот наглядная картина в цифрах как раз торгового аспекта обрушившихся на нас внешних неприятностей (см. таблицу).
Данные за 2020 год - это то, что заложено в бюджет, а выборку по 2010-2011 годам мы сделали потому, что важнейшие для нашей экономики показатели экспорта и импорта по прошлому году топчутся на уровне десятилетней давности. И в этом году, как теперь отчетливо видно, роста не ожидается.
Самое же неприятное: если десять лет назад платежный баланс Казахстана сводился с большим плюсом, то теперь - с большим минусом, и как раз этот минус давит на девальвацию тенге. А теперь представим, что нефть будет стоить не заложенные в бюджет казавшиеся скромными 55 долларов за баррель, а где-нибудь под сорок или тридцать. Это какой же курс вместо заложенных в бюджете 380 тенге за доллар, если уже сейчас преодолен рубеж 400+, мы получим?!
А ведь неудержимая девальвация - это паника почище коронавируса! Но как в таком случае, если не за счет сжигания Национального фонда, нашей не поворачивающей ни на какой новый курс экономике существовать дальше?
Может быть, представляющее концепцию Министерство торговли считает, что повлиять на стремительно ухудшающуюся внешнеэкономическую конъюнктуру не в его силах, а потому не стоит и обращать внимания. А утвердившее концепцию правительство объято таким же фатализмом-пофигизмом. Или, может быть, все надеются, что нахлынувшие проблемы столь же стремительно и схлынут. Или все еще проще: ответственные лица Минторга уверены, что проблемы торговли - это одно, а проблемы экономики - это нечто иное. И в правительстве некому им объяснить...
Ну что же, давайте объясним мы, что никакой экономической политики отдельно от торговой как в Казахстане, так и во всем мире нет и быть не может.
А если по-честному, так и вся геополитика, включая коронавирус, целиком охватывается одной только торговой политикой, и мы сейчас с этим в нескольких абзацах разберемся.
Весь привычный современному человеку набор товаров и услуг производится в давно вышедших за пределы государств транснациональных корпорациях, поделивших глобальный мир между собой. Почти монополистом является производитель мировых денег - США, и еще в нескольких местах - Евросоюзе, Англии, немного в Японии и Китае - денежный товар производится относительно самостоятельно по приемлемой для их экономик кредитной и инвестиционной стоимости. Остальные “суверенные” валюты - это “местные доллары” по удушающей для внутренних производителей цене.
И вот, не вдаваясь в подробности, производство мировых денег сейчас в системном кризисе, выходом из которого станет разделение как раз по валютным швам глобального рынка на региональные. Процесс неотменяемый и объективно катастрофический по масштабам, именно поэтому им пытается руководить тот же Трамп, например.
Коронавирус же независимо от происхождения - это генеральная репетиция, способ потренироваться в условиях торможения производств и торговых потоков в основных мировых центрах. Эдакая прививка, иммунитета не дающая, но тренирующая приспособляемость.
Выход же России из ОПЕК+ - это кульминационный этап борьбы за нефтяные рынки, она же - борьба за газовые рынки, а в конечном счете за рынки для уже недолларовых валютных систем. А это дело упорно-длительное, и низкие цены надолго.
К онфигурация многополярного мира? Разделительная линия лучше всего просматривается по самодостаточности автопромов: кандидаты первого ряда - это страны или наборы стран, способные не собирать современные автомобили, а целиком делать их. Столицы же новых макрорегионов намечаются по способности иметь самодостаточные космические и оборонительные системы, авиа- и судостроение, атомную энергетику, цифровые платформы и вообще прорывные технологии шестого уже экономического уклада.
У Казахстана в этом мировом переделе своей игры нет, а вот место, и достаточно значимое, как и варианты поведения на этом месте, имеются. Сейчас мы их назовем, но сначала укажем на общую для всех вариантов и главную на сегодня проблему - нехватку валюты для затыкания разрывов на главном - внешнеэкономическом - торговом контуре. Ресурсы же эти объективно негде взять, кроме как у сырьевых экспортеров и “иностранных инвесторов”, в отношениях с которыми и нужен новый курс и глубокие реформы. Плюс у Казахстана убийственно минусовое торговое сальдо - более семи миллиардов долларов ежегодно с главным партнером по ЕАЭС - Россией. И эту проблему тоже категорически необходимо решать.
Можно, упирая на суверенитет, попытаться переждать главную схватку, но тогда надо знать, на чем продержаться и как добыть необходимые ресурсы собственными силами. И еще понимать, что в посткризисном мире нам опять отведут место внешне эксплуатируемой периферии. Можно рискнуть и самим подключиться к Большой игре через инициирование перевода евразийской интеграции из невыгодного нам торгового формата в совместно инвестиционный. Недаром ведь Министерство торговли имеет в своем названии и слово “интеграция”.
В любом случае, чтобы обсуждать решения проблемы, надо эту проблему обозначить. В замечательном кино “День радио” у руководителя медиахолдинга были две проблемы: одна реальная и кажущаяся неразрешимой, а другая - потеря пуговицы от клубного пиджака. И он сосредоточился на поисках пуговицы. В кино все закончилось благополучно и очень смешно. Но в жизни обычно бывает иначе.
Пётр СВОИК, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы