Пошаговая инструкция
Почему правительство спускает на тормозах реализацию трех конкретных шагов из плана нации?
Депутаты мажилиса в числе 16 человек, представляющие все три партийные фракции и Ассамблею народа Казахстана, обратились с запросом к премьер-министру насчет наведения порядка в стоимости электроэнергии, устранения посредников и возвращения к дифференцированным по зонам суток тарифам.Поддержим ли мы с вами такую просьбу-требование к правительству? Решительно и однозначно! Но проникнется ли правительство нашими и депутатскими чаяниями?
Представьте, что на выбор потребителю предоставляется возможность перейти на двухставочную оплату: в пиковые вечерние часы, допустим, тариф дороже на 30 процентов, зато всю ночь платишь всего 50 процентов. Это сколько же всего полезного можно было бы простимулировать и осуществить: теплицы, ночное хлебопечение и много чего более масштабного. К примеру, на дешевую ночную зарядку электроавтомобилей и использование электроотопления, включая тепловые насосы в пригородах, можно было бы опереть добрую половину мероприятий программы “Чистый воздух Алматы”.
Не удивляйтесь, но удешевление ночного электричества пошло бы на пользу и самим энергетикам.
Спросите профессионалов: какая сейчас самая большая головная боль в национальной энергосистеме? Вам много чего перечислят - от катастрофической изношенности оборудования и нехватки денег до отзывающейся до сих пор девальвационной катастрофы 2015 года. Но в топ проблем обязательно попадет нехватка маневренной генерации. В целом располагаемой мощности пока с запасом, но вот именно маневренной - остро не хватает. И эта давняя еще острота теперь быстро усугубляется из-за наращивания всеми нами любимой солнечно-ветровой генерации. Не поддающейся, сами понимаете, диспетчеризации. Так вот, если бы внутри энергосистемы удалось бы хоть немного сгладить суточные пики-провалы электропотребления, эффект был бы громадный и обоюдополезный.
Но, может быть, у специалистов Минэнерго просто не хватает ума придумать, как это сделать? А не надо ничего придумывать, все уже не просто написано, но и спущено в качестве главной государственной директивы. А именно в плане нации “Сто шагов” есть шаг №52, как раз и позволяющий кроме прочего полезного радикально удешевить ночное электроснабжение. Речь идет о разделении тарифа на две части: капитальную и переменную.
Суть вот в чем: электроэнергетика так устроена, что основные расходы связаны не с несением конкретной нагрузки в данный момент времени, а с постоянной готовностью к такому несению. Даже у электростанций с дорогим топливом переменная часть затрат обычно меньше половины, а в высоковольтных и распределительных сетях так и все 97-98 процентов затрат не связаны с тем, какие объемы в данный момент по ним проходят.
Поэтому умные люди давно придумали: потребительский тариф делится на условно постоянную абонентскую плату в зависимости от присоединенной нагрузки и переменную часть, умножаемую на показания счетчика. Соответственно делится и отпускной тариф для электростанций: они получают плату за ту мощность, которую по команде диспетчера готовы выдать, и ту, которую выдали на самом деле.
Таким образом, рынок делится на рынок мощности и рынок электроэнергии. И при нормальном его устройстве, когда в ночной тариф можно будет включить только переменную часть, стимулировать сокращение пикового потребления и наращивание ночного можно будет именно так: ставка вверх, например, на 30 процентов, зато вниз - на все 50. А если уж строго между нами, то и лишь 30-процентную стоимость ночной электроэнергии вполне можно было бы вписать в рентабельность электростанций, участвующих в покрытии диспетчерского графика.
Кстати, недавно Елбасы на совещании напомнил, что пора бы выполнить план нации и отчитаться о всех шагах. Да и президент Токаев, поручивший правительству представить ему к 15 мая программу нового экономического курса, может поинтересоваться: а как с исполнением старых программ?
И еще: кроме неисполненного шага №52 есть еще шаг №51, тоже неисполненный. И он тоже касается затронутой в депутатском запросе проблемы - ненужных посредников.
Этот шаг предписывал укрупнение сетевых предприятий, заблокировала же его… тоже тарифная политика. У всех цепочек владельцев разобранных на части региональных сетей свои тарифы, вот каждый с помощью государственного регулятора и накручивает на конечный тариф свою частную выгоду.
А посоветуйся депутаты с нами, мы бы подсказали еще одну не затронутую в запросе, но объективно главную беду тарифов на электроэнергию: натуральный региональный сепаратизм, апартеид и сегрегация. И все тоже из-за неисполнения еще одного шага плана нации - №50. В нем предусмотрено создание на рынке электроэнергии единого закупщика, и это позволит, прямо так и пояснено в формулировке, устранить различия в тарифах по регионам.
В нефтяной столице Атырау с населения берут дешевле всего в стране - по 5,2 тенге за 1 кВт-ч, зато с юридических лиц - почти по 21 тенге. В нашей сакральной столице Туркестане не сильно богатому населению 1 кВт-ч обходится по 15,6 тенге, а учреждениям и малому-среднему бизнесу и вовсе запредельно - 27,7 тенге. В культурно-исторической столице на Иртыше - Семее, как и в Усть-Каменогорске - столице самых мощных наших ГЭС, с жителей собирают по 11,6 тенге, а с юрлиц - по 14,5 тенге. А между прочим отпускной тариф Бухтарминской ГЭС - 1,2 тенге, Шульбинской - 2,5 тенге/кВт-ч.
В южной столице электрическая жизнь весьма недешева, но почему-то одинакова как для физических, так и для юридических лиц - по 21,5 тенге/кВт-ч. И этим Алматы отличается от всех остальных городов и весей нашей необъятной страны. Но зато главная столица Нур-Султан поражает эксклюзивом в противоположную сторону: только здесь с жителей берется больше, чем с юридических лиц: почти 19 тенге против чуть более 14 тенге/кВт-ч. Не иначе, как энергетики задумали превратить столицу чиновников в столицу заводов и фабрик!
Эй, энергетики, хором говорим мы: по Конституции Казахстан - унитарное государство, по Гражданскому кодексу граждане и хозяйствующие субъекты равны в правах, у нас единая энергосистема, вся страна опутана высоковольтными и распределительными сетями, причем в потребительском тарифе собственно выработка электроэнергии занимает меньше половины, а до двух третей - это оплата передачи. Откуда вся эта пестрая тарифная дискриминация, анклавы со странно удешевленной и гетто с удивительно дорогой электроэнергией?
Боюсь, ответа мы традиционно не дождемся, депутаты же получат не первую отписку от правительства, что, дескать, тарифы по зонам суток уже вводились и себя не оправдали. А НПП “Атамекен”, чья позиция могла бы оказаться решающей, опять подставит плечо министерской обороне.
А теперь я объясню причину. Срыв всех трех записанных шагов Плана нации - антиконституционная, прямо скажем, региональная и субъектная ценовая сегрегация потребителей самого экономически и социально важного товара - электроэнергии - это прямое следствие закрытого и лоббистского устройства оптового рынка электроэнергии, особенно его так называемой децентрализованной части.
Осмелься правительство осветлить этот засекреченный рынок, мы бы первыми ходатайствовали перед президентом дать ему новый шанс. Только осмелится ли?
Пётр СВОИК, Алматы